Форум » Манеж » Конные пробеги - исторические вехи » Ответить

Конные пробеги - исторические вехи

Андрей: О первом в СССР конном пробеге под руководством Георгия Жукова Легендарный Маршал Советского Союза, полководец Георгий Константинович Жуков – известная фигура советской и российской истории. Но мало кто знает, что великий полководец в молодости был отличным спортсменом, наездником и автором союзного рекорда в групповом конном пробеге. Это высокое спортивное достижение было официально зарегистрировано в 1925 году и оставалось непревзойденным почти пятьдесят лет, когда Жуков только делал первые шаги в военной карьере. Г.Жуков впервые сел на коня в 1915 году, когда был призван на действительную службу в царскую армию. Закончив учебную команду драгунского Нижегородского полка и получив звание младшего унтер-офицера, Жуков был отправлен на фронт, где умелое владение конем не раз спасало ему жизнь. За мужество и отвагу, проявленные в боях, унтер-офицер Г.Жуков был награжден двумя Георгиевскими крестами. Во время Гражданской войны будущий маршал командовал взводом и эскадроном. В 1923 году 26-летний Георгий Жуков был назначен командиром полка 7-й кавалерийской Самарской дивизии, которая стояла в Белоруссии. А вскоре молодого комполка отправили учиться на годичные курсы в Высшую кавалерийскую школу (ВКШ), находившуюся в Ленинграде. Наряду с теоретическими занятиями в ВКШ большое внимание уделялось конной практике. Будущий маршал был одним из лучших наездников школы, не раз выступал в показательных конноспортивных состязаниях, участвовал в скачках. В октябре 1925 года, после окончания ВКШ, командирам предстояло вернуться к месту постоянной службы. И тут Георгий Жуков сделал своим друзьям, командиру 42-го кавполка М.Савельеву и командиру эскадрона 37-го Астраханского полка Н.Рыбалкину, неожиданное предложение - возвратиться в Минск не в комфортабельном вагоне скорого поезда, а верхом на конях! Подготовка пробега Во время обучения в ВКШ Г.Жуков вычитал в каком-то старом журнале, что до революции офицеры - кавалеристы царской армии, регулярно устраивали групповые конные пробеги на большие расстояния. В частности, в молодости в них принимали участие такие известные личности, как А.Брусилов, Л.Корнилов, и К.Маннергейм. Нечто подобное практиковали кавалеристы австрийской, немецкой и французской армий. Все результаты тщательно фиксировались, а сами пробеги имели статус официальных соревнований в конном спорте. Основной целью таких мероприятий являлась проверка пригодности скакового тренинга, т.е. выучки строевых лошадей, к форсированным переходам на дальние расстояния. Г.Жуков предложил совершить групповой конный пробег по маршруту Ленинград - Псков - Орша - Минск и побить рекорд, установленный кавалеристами прежней, царской армии. Друзья поддержали будущего маршала. Началась подготовка к пробегу. И тут возникли определенные трудности. Во-первых, Генштаб РККА отказался организовать по пути следования контрольные пункты, а также обслуживание и питание участников пробега, ссылаясь на финансовые проблемы. Чиновники Генштаба были готовы только зафиксировать убытие из Ленинграда и прибытие кавалеристов в Минск. Во-вторых, было упущено благоприятное время для проведения соревнования. Обычно такие пробеги проводились летом. А на дворе стояла поздняя осень, погода резко испортилась, зарядили непрерывные дожди. Но Г.Жуков и его товарищи решили не отступать, справедливо рассудив, что другого случая поучаствовать в пробеге им больше не представится. Офицеры фактически взяли на себя все текущие расходы, получив в пользование только казенных лошадей. В качестве провизии взяли мясные консервы, галеты, чай и немного спирта, упаковав все в обычные солдатские вещмешки. Каждый участник имел при себе полную боевую выкладку: карабин, шашку, револьвер. Старт состоялся рано утром 12 ноября 1925 года. Мировой рекорд Участникам пробега предстояло преодолеть расстояние в 963 километра за семь суток. Ночью предполагалось делать остановки для отдыха и питания. Начало было довольно удачным. Конники шли переменным аллюром, в основном рысью, только иногда переходя на галоп. Несмотря на сильный дождь, в первый день прошли на десять километров больше запланированного. А вот дальше случился досадный сбой. Захромала лошадь Жукова, чистокровная кобылица по кличке Дира. Но Жуков был опытным кавалеристом и знал, как надо поступать в подобных случаях. Во время ночного отдыха в небольшой деревне он, с помощью местного ветеринара, залил воском прокол и забинтовал копыто. Чтобы уменьшить нагрузку на травмированную правую больную ногу, дальше пришлось идти только средним шагом или галопом с левой ноги, чаще делать дневки. Однако надолго останавливаться на отдых было нельзя. «Моим товарищам было значительно легче идти на здоровых лошадях, - вспоминал позднее в своих мемуарах маршал. - Я чаще спешивался, больше вел лошадь в поводу и сам, разумеется, больше уставал физически. Зато друзья на остановках брали на себя всю заботу по розыску корма и уходу за лошадьми». На седьмой день пробега, как и было запланировано, трое кавалеристов на рысях проскакали по окраине Минска. В отличие от Ленинграда, здесь их встречали толпы народа, представители местных властей. Г.Жуков, как руководитель пробега, на полевом галопе подскакал к сооруженной трибуне, отсалютовал шашкой, отдал рапорт начальнику минского гарнизона и председателю горсовета. Затем состоялся небольшой митинг. Через два дня, как положено по регламенту, состоялась контрольная двухкилометровая скачка с препятствиями, а затем медицинский осмотр и взвешивание. Кони за время пробега потеряли в весе 8-12 килограммов, а всадники 5-6 килограммов. Конный пробег Ленинград-Минск прошел успешно. Результат кавалеристов царской армии был превзойден, и установлен мировой рекорд. Г.Жуков, М.Савельев и Н.Рыбалкин получили денежные премии, благодарность командования и краткосрочный отпуск.

Ответов - 0



полная версия страницы