Форум » Цейхгауз » Юфть » Ответить

Юфть

yuvk: Все-таки, хочу снова вернуться к вопросу, и максимально прояснить, что же такое ЮФТЬ. Наиболее интересно суть этого термина применительно к началу 19в. Ответ - способ выделки не удовлетворяет. Хочется разобраться более конкретно и детально - что она собой представляла. Фактура, жесткость, толщина, цвет, фактура внешней поверхности. а примерах историчных изделий (портупея, лядунка). В основном внешние отличительные признаки от других видов кожи. Особенно интересует мнение специалистов и практиков по коже и работе с ней. Вот что мне удалось пока найти по теме. Юфть — выделанная кожа комбинированного (хромсинтанного, хромтаннидного или хромсинтаннотаннидного) дубления, выработанная из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. Современный термин получил распространение из русского языка. От русского юфть производят украинское ю́фта, белорусское юхт, чешское juchta, польское jucht, juchta, французское youfte, английское yuft, немецкое Juchten. В русском языке слово используется с XVI века, но происхождение его неясное. Многие исследователи производят его от персидского джофт (пара, чета), однако без достаточного обоснования. В мире юфть часто также называют «русской кожей» Характеристики юфти, выпускаемой в России, по состоянию на 2009 год регламентированы государственным стандартом ГОСТ СССР 485-82 «Юфть для верха обуви. Технические условия». Различают два основных вида юфти: обувную, используемую для изготовления верха обуви, в основном армейской и рабочей. сандальную, используемую при изготовлении верха сандалий. При производстве юфти для придания ей мягкости, пластичности, водостойкости и устойчивости к многократным изгибам применяются значительное разделение структурных элементов кожи путём длительного золения и обильное жирование (содержание жира в юфти до 25 % от массы кожи). Отделывают юфть с лицевой поверхности или по бахтарме, применяя шлифование и покрывное крашение. Отделка с лицевой стороны может сопровождаться нанесением искусственной мереи. ГОСТ СССР 485-82 http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20485-82 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: "Юфть, юхта, русская кожа - выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков за исключением сырья телячьего. После промывки и мяздрения сырье подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Юфть бывает белая, красная и черная. Для белой Юфти отбираются лучшие кожи. По окончании дубления белая Юфть смазывается по бахторме смесью березового дегтя и тюленьего жира. Юфть красная приготовляется так же как и белая, но по просушке смазывается раствором квасцов и красится по лицу красным сандалом. Юфть черная, после дубления, окрашивается солями железа в черный цвет, а после окраски кожи смазывается по бахторме смесью березового дегтя с тюленьим жиром (ворванью). Смазка повторяется, если приготовляется так называемая дегтярная Юфть. Все сорта Юфти подвергаются окончательной отделке для придания ей вида, требуемого торговлею и местными потребителями, Отделка состоит из целого ряда операций, неоднократно повторяющихся: высушенные кожи отволаживаются (смачиваются), проминаются на тупом беляке, прострагиваются стругом, размягчаются (пушатся) на остром беляке, прокатываются мерейными досками, для сообщения лицу известного рисунка, мереи, крупно или мелко шагреневой, полосатой, клетчатой, или же лицо отглаживается стеклом или камнем если желают его получить гладким и глянцовитым. По окончании отделки кожу жируют слегка тюленьим жиром или салом. Черный дегтярный товар смазывается по лицу смесью дегтя и жира. Белая Юфть гладкая или мелко мерейная идет преимущественно на обувь армии, а также употребляется на патронные сумки, чемоданы и для многих приложений. Красная Юфть, мерейная продается в Азию и в значительном количестве вывозится в Западную Европу, где под названием русской кожи весьма ценится иностранцами и перерабатывается в разнообразнейшие мелкие изделия: портмоне, портсигары и т. п., которыми в особенности славится город Вена. Черная Юфть отделывается гладко или с мереей и идет для сбруи, чемоданов, экипажей и особенно много для народной мужской и женской обуви. В старину наиболее известным русским кожевенным товаром была Юфть, которая вывозилась заграницу и продавалась кипами (по 1 - 11/5 пуда в кипе). В половине XVII столетия отпускалось за границу около 75000 кип Юфти. Сбыт за границу производился через Холмогоры в Архангельск. О производстве и вывозе Юфти. " Мерея - рисунок на коже. При выделке кожи на поверхности дермы (См. Дерма) после удаления эпидермиса, который несколько вдаётся в дерму, остаются неровности. Они вместе с порами и образуют М. Каждый вид животного имеет характерную для него М., что позволяет различать кожи. Тиснением на кожу может быть нанесён любой рисунок — искусственная М. Вопросы: Мерея - это исключительный признак Юфти - любая юфть была с "рисунком" (каким)? или наоборот, все что было с "рисунком" считалось юфтью? Могла ли быть юфть без "рисунка"? Какова технология Мерии? можно ли это повторить или симитировать в кустарных условиях? и есть ли в этом необходимость для того, чтобы назвать кожу юфтью? Есть термин "красная юфть". и мнение, что она коричневого цвета или цвета некрашенной кожи. (???) так ли это? желательно обоснование. Давайте обсудим! подключайтесь!

Ответов - 35, стр: 1 2 All

yuvk: Слепой пишет: однозначно, если юфть не чёрная, то непременно тиснёная Таким образом, логично - если лядунки у нас черные (по документу), то они могут быть и гладкими... но могут быть и тисненными.... так?

hans: Ну думаю что размер клетки подберу... позже сдлеаю валик и прокатаю... а так как я рядовой - мене некрашенную....

hans: сейчас пересмотрл все фото лядунки гусарской - тиснени было только на крышке и ремне, на остальных частях нету ... а вот фактура видна - не такая гладкая кожа... и цвет на ремне , и других местах - как на моей портупее! с цветом я угадал!!! Вообще то у меня по этой лядунке есть вопрос - слишком мелкий стежок на крышке - не машинкой ли? точно ли она образца 1809 года?


Слепой: yuvk пишет: Таки офицерские красились маслянной краской??? Те три - дв, однозначно. На одной краска сохранилась полностью, на двух других было видно, что они были окрашены. Но это не значит, что солдатские не полагалось тоже окрашивать. Более того, Уланович писал, что и солдатские, начиная с какого-то года, полагалось красить маслом. Но писал он это, как обычно, голословно без указания источников.

Слепой: yuvk пишет: Таким образом, логично - если лядунки у нас черные (по документу), то они могут быть и гладкими... но могут быть и тисненными.... так Формально да, но чёрных тиснёных и живьём не видел - все гладкие. Но не так много я их и видел....

Слепой: hans пишет: Вообще то у меня по этой лядунке есть вопрос - слишком мелкий стежок на крышке - не машинкой ли? точно ли она образца 1809 года? Не сомневайся. Во-первых на ней бирка Инт. музея, во-вторых известно очень много вещей того и более раннего периодов, сшитых очень аккуратно микроскопическими стежками. Ведь люди этим занимались всю жизнь не как мы, от случая к случаю, а каждый день и подолгу. Ровность стежка вырабатывалась идеальная. Да и на суконных и полотняных изделиях ручной работы тоже строчку за машинную частенько принять можно.

yuvk: Денис! ну помучаем тебя еще немного. А что такое САФЬЯН???

yuvk: Вот что нашел по Сафьяну: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Сафья́н — кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов. Выделка. Для обработки козьей шкуры на сафьян её размачивают в воде, затем — в известковых зольниках возрастающей крепости (2—3). Когда волос начнёт идти, его сгоняют на колоде, а шкуру снова пускают в зольник, пока не образуется достаточный нажор (1—2 недели). Между зольниками и после них шкура мездрится, лицевая сторона её тщательно подбривается и полируется камнем. Затем следуют промывка во вращающихся бочках при постоянном притоке свежей воды. Так как сафьян должен обладать безупречной лицевой поверхностью, то после промывки шкура идёт в кисель из пшеничных отрубей — для удаления последних следов извести. После этого шкура тщательно вымывается и пропускается через 2—3 соковых чана из старого сумачного сока, после которых следует собственно дубление сумаком. Это последнее совершается во вращающихся барабанах, куда вводятся подготовленные шкуры, тёплая вода и порошок сумака. Дубление оканчивается в 1,5—2 суток. Окраска. Окраска сафьяна совершается обработкой уже продублённой кожи в растворах анилиновых красок, причём дубильное вещество само служит протравой. Если окрашивают отварами красильных деревьев, то предварительно кожу перед красильной ванной протравляют оловянной или глинозёмной протравой. В красный цвет сафьян красится обыкновенно кошенилью перед обработкой сумачными соками. Для этой цели тщательнейшим образом вымытые шкуры протравляются тёплым раствором хлористого олова. Красильная ванна составляется из раствора кошенили и рвотного камня. Двух ванн обыкновенно достаточно, чтобы придать товару ярко-красный цвет. Выкрашенные кожи высушиваются и затем на них наводится глянец. Для этого лицо кожи смазывается эмульсией из взбитых яичных белков, льняного масла и водного раствора той краски, которой кожа окрашена, и растирается стеклянным цилиндром при сильном надавливании. Для придания того или иного рисунка (шагрень) кожа подвергается накатыванию вальцом с соответственно отделанной поверхностью. Низшие сорта сафьяна готовят из овечьих и телячьих шкур. Овечьи шкуры при этом двоят; на сафьян идёт лицевая сторона, левая переделывается на замшу. Дубление совершается ивовой, дубовой или сосновой корой. Этот род сафьяна часто окрашивается в чёрный цвет. Телячьи кожи после окраски не глазируются, а оставляются матовыми с рисунком или без него. http://www.modnaya.ru/library/009/061.htm Книга: "Краткая энциклопедия скорняка". 6.9. ВЫДЕЛКА САФЬЯНА (целая сатья) "Выделка сафьяна, или мароккина заимствована в середине прошлого столетия из Марокко и Турции, затем европейский сафьян благодаря техническим усовершенствованиям далеко превзошел по своему достоинству азиатский. На Востоке и в Африке выделывается сафьян красного, желтого, голубого и зеленого цветов; во Франции, Англии и Германии, а частью и в России, сафьян приготовляется всевозможных цветов. По превосходству краски и аппретуры особенно отличаются французские и английские фабрикаты......."

Слепой: Не буду важничать - не разбирался. Могу посмотреть в очень интересной немецкой Энциклопедии обработки волокнистых веществ конца 19-го века. Она по-немецки весьма скрупулёзна в определениях. В более ранних книжках, кажется, определений я не встречал.

yuvk: Денис. тут вот в чем момент. Есть у нас документ - фотокопия рукописной подлинной ведомости на образование сотни. так вот там указано по поводу портупеи: Офицеры - из Красного сафьяна с серебрянным прибором. Рядовые - из такого же сафьяна, но с медным прибором. Черным по белому. Про лядунку упоминается термин "юхть" Так вот. на сколько я понимаю - сафьян - хорошо выделанная, дорогая кожа, по сути не очень толстая. если кожа тонкая - выдержит ли портупея из подобного функционально необходимую нагрузку....? или есть вероятность, что в таком случае портупеи могли быть (в частном случае) двуслойные сшивные...? Возможно, на начало 19 в термин "сафьян" мог иметь несколько другой смысл - кожа имела другие параметры. (ближе к юфти) Какие мысли?

Слепой: Про сафьян пока рассуждать не буду, не обладая достаточным материалом, н есть интетерсный момент - те три офицерские портупеи,виденные мной, они действительно СШИВНЫЕ! В три слоя и очень мелкой строчкой. Так что, судя по вашему документу, я бы действительно, портупеи стал бы делать из гладкой тонкой кожи красного цвета в три слоя. Раз у рядовых они такие же, как у офицеров. Вот только трудно судить насколько красным должен быть этот цвет, но, тем не менее, уже теплее!

yuvk: Вот, с выставки ЦМВС. Атрибутируется как плечевая портупея. вторая половина 19в. (год не разберу) характерное тиснение поверхности для Юфти. но цвет-то Красный...

hans: я бы сказал - красно-коричнево-коньячный

yuvk: Денис. вот это мне в магазине предложили как "юфть" фактура естественная. кожа мягкая. толщина в листе 1-1,5мм

Слепой: .............. Не знаю. что сказать. Фактура красивая, действительно похожа на естественную фактуру сапог,которые в ачале 20-го века назывались юфтевыми. Но цвет и блеск мне подсказывает, что это хромовая выделка, хорошо прожированная. Только надо думать на что применить. 1 - 1,5 вроде тонковата для наших целей. Хотя, хотя..... Деревянную лядунку я такой бы, кажется, обтянул бы. Надо ещё подумать.



полная версия страницы