Форум » Цейхгауз » Юфть » Ответить

Юфть

yuvk: Все-таки, хочу снова вернуться к вопросу, и максимально прояснить, что же такое ЮФТЬ. Наиболее интересно суть этого термина применительно к началу 19в. Ответ - способ выделки не удовлетворяет. Хочется разобраться более конкретно и детально - что она собой представляла. Фактура, жесткость, толщина, цвет, фактура внешней поверхности. а примерах историчных изделий (портупея, лядунка). В основном внешние отличительные признаки от других видов кожи. Особенно интересует мнение специалистов и практиков по коже и работе с ней. Вот что мне удалось пока найти по теме. Юфть — выделанная кожа комбинированного (хромсинтанного, хромтаннидного или хромсинтаннотаннидного) дубления, выработанная из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных. Современный термин получил распространение из русского языка. От русского юфть производят украинское ю́фта, белорусское юхт, чешское juchta, польское jucht, juchta, французское youfte, английское yuft, немецкое Juchten. В русском языке слово используется с XVI века, но происхождение его неясное. Многие исследователи производят его от персидского джофт (пара, чета), однако без достаточного обоснования. В мире юфть часто также называют «русской кожей» Характеристики юфти, выпускаемой в России, по состоянию на 2009 год регламентированы государственным стандартом ГОСТ СССР 485-82 «Юфть для верха обуви. Технические условия». Различают два основных вида юфти: обувную, используемую для изготовления верха обуви, в основном армейской и рабочей. сандальную, используемую при изготовлении верха сандалий. При производстве юфти для придания ей мягкости, пластичности, водостойкости и устойчивости к многократным изгибам применяются значительное разделение структурных элементов кожи путём длительного золения и обильное жирование (содержание жира в юфти до 25 % от массы кожи). Отделывают юфть с лицевой поверхности или по бахтарме, применяя шлифование и покрывное крашение. Отделка с лицевой стороны может сопровождаться нанесением искусственной мереи. ГОСТ СССР 485-82 http://standartgost.ru/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20485-82 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: "Юфть, юхта, русская кожа - выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков за исключением сырья телячьего. После промывки и мяздрения сырье подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Юфть бывает белая, красная и черная. Для белой Юфти отбираются лучшие кожи. По окончании дубления белая Юфть смазывается по бахторме смесью березового дегтя и тюленьего жира. Юфть красная приготовляется так же как и белая, но по просушке смазывается раствором квасцов и красится по лицу красным сандалом. Юфть черная, после дубления, окрашивается солями железа в черный цвет, а после окраски кожи смазывается по бахторме смесью березового дегтя с тюленьим жиром (ворванью). Смазка повторяется, если приготовляется так называемая дегтярная Юфть. Все сорта Юфти подвергаются окончательной отделке для придания ей вида, требуемого торговлею и местными потребителями, Отделка состоит из целого ряда операций, неоднократно повторяющихся: высушенные кожи отволаживаются (смачиваются), проминаются на тупом беляке, прострагиваются стругом, размягчаются (пушатся) на остром беляке, прокатываются мерейными досками, для сообщения лицу известного рисунка, мереи, крупно или мелко шагреневой, полосатой, клетчатой, или же лицо отглаживается стеклом или камнем если желают его получить гладким и глянцовитым. По окончании отделки кожу жируют слегка тюленьим жиром или салом. Черный дегтярный товар смазывается по лицу смесью дегтя и жира. Белая Юфть гладкая или мелко мерейная идет преимущественно на обувь армии, а также употребляется на патронные сумки, чемоданы и для многих приложений. Красная Юфть, мерейная продается в Азию и в значительном количестве вывозится в Западную Европу, где под названием русской кожи весьма ценится иностранцами и перерабатывается в разнообразнейшие мелкие изделия: портмоне, портсигары и т. п., которыми в особенности славится город Вена. Черная Юфть отделывается гладко или с мереей и идет для сбруи, чемоданов, экипажей и особенно много для народной мужской и женской обуви. В старину наиболее известным русским кожевенным товаром была Юфть, которая вывозилась заграницу и продавалась кипами (по 1 - 11/5 пуда в кипе). В половине XVII столетия отпускалось за границу около 75000 кип Юфти. Сбыт за границу производился через Холмогоры в Архангельск. О производстве и вывозе Юфти. " Мерея - рисунок на коже. При выделке кожи на поверхности дермы (См. Дерма) после удаления эпидермиса, который несколько вдаётся в дерму, остаются неровности. Они вместе с порами и образуют М. Каждый вид животного имеет характерную для него М., что позволяет различать кожи. Тиснением на кожу может быть нанесён любой рисунок — искусственная М. Вопросы: Мерея - это исключительный признак Юфти - любая юфть была с "рисунком" (каким)? или наоборот, все что было с "рисунком" считалось юфтью? Могла ли быть юфть без "рисунка"? Какова технология Мерии? можно ли это повторить или симитировать в кустарных условиях? и есть ли в этом необходимость для того, чтобы назвать кожу юфтью? Есть термин "красная юфть". и мнение, что она коричневого цвета или цвета некрашенной кожи. (???) так ли это? желательно обоснование. Давайте обсудим! подключайтесь!

Ответов - 35, стр: 1 2 All

hans: ну получается что мерея не признак.... Ибо по изготовлениею мог наносится рисунок (взято у тебя): для сообщения лицу известного рисунка, мереи, крупно или мелко шагреневой, полосатой, клетчатой, или же лицо отглаживается стеклом или камнем если желают его получить гладким и глянцовитым. Помнишь ту странную коричневую лядунку что ты выкладывал - ОНА БЫЛА КЛЕЧАТОЙ... не.. я не прав?

yuvk: вот и пытаюсь понять - признак или нет. там лядунка должна быть из "красной юфти". она в клеточку. и цвет........

hans: кожа может выцвести, как бы выгореть без обработки жирами-маслами...


Слепой: Мне кажется, что я обладаю пока что наиболее гармоничным предствалением об этом термине. Долго писать не могу - болею сильно, но главное, что могу сказать, значение термина менялось очень сильно веками. На ГОСТ 1982 года вообще не надо обращать внимание. Для конца 18-го - первой половины 19-го века юфть эта кожа комбинированного дубления - пикелеванная квасцами и додубленная растительными таннидами, потом, при необходимости, если идёт на обувь, размятая с дёгтем и нажированная. Для этого периода обязательное условие, чтобы кожа называлась юфтью - обязательное тиснение на лицевой стороне аплитами или барабанами мерейного рисунка. Это объясняется тем,что на юфть шли мене качественные кожи,которые требовали такого декорирования для уплотнения и сокрытия изъянов. Более качественная кожа сразу же шла на выделку т.н. "глянцевой" и была более жёсткая, ровная и нарядная. Белая юфть - это как раз то, что приведено на фото выше, ничем после выделки не обработанная. Чёрная юфть - окрашенная в чёрный цвет солями железа сразу после таннидного додубливания. Красная юфть - белая юфть, обработанная раствором сандала. Источники - отечественная книжка 1830-х годов, английская книжка 1850-х годов, отдельные документы из ПСЗ. Если требуется, названия могу сообщить точнее.

Слепой: Вот, на скорую руку - 1885 г.: Приготовленіе юфти. Т) Способъ общій. Для приготовле- нія юфти идутъ б лыя коровьи и телечьи шкуры. Зо- леніе для снятія шерсти производится си сью изъ га- шеной извести и золы. К,вашеБІе производится посред- ствомъ ржанаго т ста, полагая на 200 кожъ 50 пудъ ржаной муки и воды столько, чтобы образовалась гу- стоватая жидкость. Иначе можно квасить кожи въ вод съ квасцами, на что нужно только 2 дня (см. выше золевіе и квашеніе). Дубленіе производится тоже т мъ или другимъ спо- собомъ, показаннымъ выше; но только предъ дубленіемъ кожи, сл дуетъ пропустить чрезъ прокатную машину; посл же окончанія дубки, кожи натираютъ дегтемъ, а зат мъ квасятъ. Если кол:и квасились въ квасцовой вод , то посл дубленія опять погружаютъ въ квасдо- вый растворъ. Операція эта называется: двойное дублти, нли квасцовка.

yuvk: Денис!! спасибо! то что надо! Слепой пишет: Красная юфть - белая юфть, обработанная раствором сандала. на сегодняшний день - это все-таки какой цвет? если попытаться его воспроизвести или съимитировать практически. Юфть на 19в. какой могла/должна быть толщины? применительно к известным нам изделиям - лядункам, портупеям... По Мерие - по возможности подробнее, с практической точки зрения, как можно воспроизвести? может есть мысли... P.S. Денис! ты там давай, не хворай!!!

yuvk: hans пишет: кожа может выцвести, как бы выгореть без обработки жирами-маслами... Поэтому я не возьмусь судить об изначальном цвете изделия по фото. Единственно, что там можно сказать, по параллельным фото, что крашение (цвет) если и было, то сплошное, насквозь, проникающее, а не поверхностное. а сейчас мы наблюдаем рыже-коричневый оттенок.

Слепой: Красная юфть, я, видимо, ошибся, как раз на фото выше, поскольу это гусарская лядунка. Вот такой и должен быть её цвет, возможно, с небольшой поправкой на выцветаие. Я видел всего три гусарских солдатсвих лядунки, которые должны быть "из красной юфти", так они все примерно такого же цвета. Есть маленький нюанс, патронная сума из белой юфти на Николая тоже почти такого же цвета, ну может быть, чуть-чуть светлее. Предполагаю, что за века сандал всё же подвыцвел. Не знаю точно, но можно попробовать имитировать этот окрас слабым раствором марганцовки. Толщина юфти, как я понимаю, вещь не принципиальная. К примеру та гусарская лядунка, что я держал в руках сделана из полуторамиллиметровой мягкой кожи, причём крышка сшита в два слоя. Драгунско-кирасирская лядунка также обшита полуторамиллиметровой кожей, а крышка сделана из двухмиллиметровой. Про портупеи ничего не знаю, в руках не держал. Если бы я решил точно воспроизвести то, что мы видим на фото, то поступил бы так: купил бы в США кожу растительного дубления натурального цвета, накатал бы на ней рисунок самодельным роликом - валиком, побаловался бы с раствором марганцовки или с какими-нибудь другими прозрачными красителями, ну и основательно прожировал бы под конец.

hans: звонил в магазин где обычно приобретают кожу... ну что она мне сказала - юфть - мягче шорно-седельной, красная юфть такая же по цвету как и шорно-седельная коньячно-красного цвета (я у нее такую покупал) Как наносить рисунок... по амерской коже рисунок будет сильно глубокий, а вот по нашей теснить клетку думаю самое то ... по цветам предлагаю фото: (вся кожа - один кусок был) светлая кожа - необработанная восками (сухая) шорноседельная коньячно-красная темная (бордовая) обработанная восками та-же шорноседельная (это та что на ремешке под крючек) как сильно меняется цвет в зависимости от обработки ширами-маслами

hans: полагаю что на лядунке старой кожа просто высохла - если ее пропитать жиром она снова станет кроваво-бордовой

yuvk: yuvk пишет: прокатываются мерейными досками, для сообщения лицу известного рисунка, мереи, крупно или мелко шагреневой, полосатой, клетчатой, или же лицо отглаживается стеклом или камнем если желают его получить гладким и глянцовитым. Полагаю, что в некоторых случаях юфть действительно могла быть с гладкой поверхностью. А вот заморочится - делать поверхность в клеточку - интересно. (Алексей, если интересно - можем обсудить, есть мысли.) Определиться бы поточнее - какая поверхность была (должна быть) на разных известных нам изделиях. но для этого надо много образцов из разных источников...

hans: да заморочится - легко - нужны образцы клетки... есть ли где нить доки что юфть должна иметь какую нить фактуру например на лядунке, портупее... меня вообще КОРИЧНЕВАЯ лядунка удивила - у всех ведь реконов черная!

Слепой: yuvk пишет: Полагаю, что в некоторых случаях юфть действительно могла быть с гладкой поверхностью. Во времена Брокгауза - да, без сомнения. Термина "глянцевая" кожа тогда уже не существовало. А вот до 1859 года (это время издания самого позднего из известных мне справочников) - однозначно, если юфть не чёрная, то непременно тиснёная. Об этом говорят книги 1834 года, 1853, да и отрывок из 1885-го, приведённый выше двух толкований не допускает - юфть кожа прокатанная.

Слепой: hans пишет: звонил в магазин где обычно приобретают кожу... ну что она мне сказала - юфть - мягче шорно-седельной, красная юфть такая же по цвету как и шорно-седельная коньячно-красного цвета (я у нее такую покупал) Ну это ты зря :)), нашёл у кого спрашивать. По мне, так именно торговцы более всего виноваты в подмене кожевенной терминологии за последние 50 - 60 лет. Она трансформация смысла понятия "чепрак" чего стоит....

yuvk: hans пишет: меня вообще КОРИЧНЕВАЯ лядунка удивила - у всех ведь реконов черная! Вовсе нет. Если ты имеешь ввиду у пехоты - то у них не Лядунки а патронные сумы. там и размер другой и крепление к ремню (панталеру). Лядунки у кавалерии. У рядовых Лейб-казаков они красные на красном ремне. у гусар кажется тоже. В обычных казачьих полках - да, черные. hans пишет: нужны образцы клетки... есть ли где нить доки что юфть должна иметь какую нить фактуру например на лядунке, портупее на лябунке - вон, фото выше. Устроит? можно вычисислить размер клетки. а на портупее - надо искать, смотреть. мне что-то не припомнится сходу. Может у кого есть - выложит... ? Слепой пишет: Ну это ты зря :)), нашёл у кого спрашивать. Денис. так тот "коньячный" цвет (после обработки), что выложил Алексей - можно рассматривать (в каком-то приближении) как оттенок "Красной Юфти"??? (именно цвет, не фактуру поверхности)

Слепой: hans пишет: да заморочится - легко - нужны образцы клетки... Так вот он образец клетки - несколькими постами выше. Кстати,все они разнятся, плиты и валики тоже ведь не из одной пресс-формы выходили.

Слепой: hans пишет: есть ли где нить доки что юфть должна иметь какую нить фактуру есть доки, что вообще юфть должна иметь фактуру, а лядунки это или портупеи - уже не важно.

Слепой: yuvk пишет: а на портупее - надо искать, смотреть. мне что-то не припомнится сходу. Может у кого есть - выложит... ? Родные портупеи видел только офицерские три штуки, но они все гладкие и крашеные маслом.

Слепой: Кстати, Журуев очень удачно делал тиснение на гусарских лядунках.

yuvk: Слепой пишет: Родные портупеи видел только офицерские три штуки, но они все гладкие и крашеные маслом. Таки офицерские красились маслянной краской???



полная версия страницы