Форум » Цейхгауз » Казачья форма » Ответить

Казачья форма

plastun: Уважаемые коллеги прошу ознакомиться с формой казаков кавказцев БЕШМЕТ Бешмет (тат. вismat), верхняя плечевая одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно облегающая грудь и талию, доходящая, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой. В работах русских историков и лексикографов его обычно определяют как "полукафтанье", "кафтан", "поддевка". Б. Надевался на рубаху под халат или черкеску, но нередко (особенно в быту) носился самостоятельно. В зависимости от достатка шился из шелка, хлопка, шерсти и др. Мог быть стеганым, одноцветным или узорчатым. Покрой имел местные варианты, особенно разнообразной была форма рукавов: узкая или широкая, прямая или с отворотом. А.В. Фролова так описывает Б. ("бахмат", "татарка") уральских казаков: "Его кроили прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади". Б. ногайцев: "Богатые у степных ногайцев носили бешмет (къаптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счет шести клиньев. По бокам делали разрез длиной 12-14 см. Женские бешметы боковых разрезов не имели. Къаптал имел стоячий воротник и застегивался пуговицами из тесьмы. Мужчины, независимо от возраста, носили длинные бешметы". Время проникновения Б. в казачью среду установить сложно. В.Н. Королев отмечает, что еще в XVII в. среди донцов бытовали и даже были модными отдельные предметы черкесской одежды. В 1705 г. атаман донской станицы Савва Кочет рассказывал в Москве, что казаки носят платье "по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравится: иные... любят носить платье и обувь по-черкесски и по-калмыцки..." Во всяком случае, уже в 1769 г. суконный полукафтан под названием бешмет был введен в число предметов форменной одежды некоторых донских полков. А.И. Ригельман, командовавший в 1774-1782 гг. построенной им же крепостью св. Дмитрия Ростовского, писал, что обмундирование донцов к тому времени представляло собой платье "почти совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаками". Можно твердо говорить о заимствовании линейными казаками Кубани кавказских Б. (в числе прочей черкесской одежды) в первые два-три десятилетия XIX в. В одежде черноморских казаков первой половины XIX в. Б. не встречаются. Очевидно, их роль играли столь часто упоминаемые в документах "каптаны" (кафтаны). В форменной одежде казаков-линейцев Б. под названием "исподний кафтан" известен с 1817 г. В описаниях формы 1831, 1832 гг. уже употреблено слово "бешмет". В форменную одежду черноморских казаков Б. под названием архалук введен в 1840 г. В 1859 г. для конных полков будущего ККВ установлен Б. красного цвета. Приведем описание форменного Б. казаков ККВ при парадной форме на 1913 г. для конных полков. "Шерстяной материи, красный, на крючках длиною до колен с закругленным воротником, верхний край воротника и борта с обеих сторон до пояса обшиваются белевою тесьмою шириною 1/4 верш. (высочайший приказ от 6 декабря 1908 г.). У урядников кроме того воротник обшивается серебряным унтер-офицерским галуном кавалерийского образца. Нестроевые старшего разряда имеют воротник также обшитый галуном, пришитым по нижнему краю воротника, углом вверх". В пластунских батальонах Б. был черного цвета с малиновым кантом вокруг воротника и по борту с обеих сторон до пояса. Галуны, кому присвоены, золоченые, пехотного образца. У артиллеристов Б. черной шерстяной материи с красной выпушкой по верхнему краю и нижнему шву воротника и по борту с обеих сторон до пояса. В местных командах такой же, но с алой выпушкой только по верхнему краю воротника и по борту с обеих сторон до пояса. Цвет и материал вседневных Б. официально не регламентировался. Рекомендовались неяркие и немаркие ткани. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Кирсанова Р. На нем чекмень, простой бешмет // Родина. 2000. № 1-2; Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX-начала ХХ века. М., 1993; Королев В.Н. Черкесские элементы в донском казачестве (XVI-XVII вв.) // Россия и Северный Кавказ. Грозный, 1990; Матвеев О.В. Форменная одежда казаков-линейцев Кубани. Краснодар-Армавир, 1995; Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913. Бекирка Бекирка, зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса. Впервые Б. появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, а на Кавказ были завезены бывшим юнкером этого училища терским казаком Бекиром Тургиевым. «Бечераховка», «Бечераховка», новый тип одежды кубанских и терских казаков, получивший распространение в годы первой мировой войны. Представляла собой черкеску с воротником и карманами вместо газырей. название по имени казака Бечерахова из станицы Ново-Осетинской, имевшего свою портновскую мастерскую в Петербурге при Конвое Его Величества. Калоев Б.А. Осетины. М., 1971. Башлык Башлык суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями. В русском языке слово известно с первой половины XVII в. в написании «башлак». В начале XVIII в. встречается уже в современной форме. Заимствовано из тюркских языков (тур. baslik, азерб. башлыг, ногайское баслык). Производится от bas – «верх», «голова» и суффикса luk, обычно употребляемого в названиях одежды. Шили Б. из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. На Северном Кавказе Б. надевали на шапку, а не прямо на голову, как в Западной Грузии. Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях Б. вешали сзади на плечах. Порой только по способу ношения Б. можно было определить национальность горца. По свидетельству Н.Н. Дубровина, абазины, в отличие от черкес, обвивали Б. около шапки в виде чалмы, спуская концы по плечам. Повседневные Б. шили из узкого домашнего сукна, иногда довольно грубой работы, составляли порой из нескольких кусков. Праздничные изготавливались из белого, черного, серого или окрашенного в красный цвет домашнего сукна тонкой работы. Особенно ценилось мягкое, теплое и красивое по цвету сукно из верблюжьей шерсти. Широко применялось и тонкое фабричное сукно разных цветов. В первой трети XIX в. в документах встречаются и «холщевые» черкесские Б. Б. украшали галунами, шелковой или шерстяной тесьмой, кистями, золотым шитьем, басонными пуговками. Б. широко распространился в России. В 1862 г. он введен в отдельные части русской армии, а с 1871 г. – присвоен всем войскам. Изготавливался в основном из верблюжьего сукна и оторачивался нитяной тесьмой. Табельный срок ношения – шесть лет. Б. известен и в армиях других стран (Германия, Франция). В ЧКВ особого распространения Б. не получил. Входил в число предметов обмундирования кубанских казаков. По приказу 4 августа 1862 г. Б. полагалось «навертывать на передний конец скатанной шинели, не пристегивая ее ремнем, но вкладывая концы Б. в складки шинели, так чтобы он в случае необходимости, мог быть снят, не раскатывая самой шинели». По приказу 14 декабря 1871 г. офицерам ККВ полагался Б. произвольного цвета из сукна местной выделки с серебряной тесьмой, нижним чинам – такой же, но с черной нитяной тесьмой. Конные казаки складывали его вчетверо и помещали под седельную подушку. Пластуны накатывали на верхний конец бурки. Колпак Б. пластуны, служившие на кордонных линиях, использовали для хранения хлеба. В начале ХХ в. в ККВ носили Б. произвольного цвета, обшитые черной тесьмой. Рекомендовался и преимущественно употреблялся Б. белого азиатского сукна. Размеры официально не регламентировались, но браковались Б., не закрывающие плечи и спину и с короткими лопастями. Комиссия, созданная в ККВ для изучения опыта русско-японской войны, признав непригодность большинства предметов казачьего обмундирования в условиях современной войны, высказалась за сохранение Б. При этом было отмечено: «Б. должен быть суконный фабричного или азиатского сукна, но просторный, чтобы закрыть плечи и с концами такой длины, чтобы можно обвязать вокруг шеи, а также завязать на пояснице. Вокруг должен быть обшит шнурком или тесьмой, чтобы не вытягивался. На колпаке тесьма может быть окрест и поперек в виде круга или углами. Можно крепить кисти». В заключение интересное свидетельство Д.Е. Скобцова о функции и «этикете» Б. «Башлык в кавказской одежде кубанцев имеет назначение, как капюшон в европейской, для укрытия от дождя, от холода. Поэтому при входе в закрытое помещение он снимается вместе с другой верхней одеждой и оставляется в передней, в комнаты, в зал и т.п. кубанцы не входят с башлыком за плечами». ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 8670, 9226; ПСЗ. Собр. 2. СПб, 1865. Т. 37. Ст. 38540; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Военная энциклопедия. СПб, 1911. Т. 4; Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993; Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913; Скобцов Д.Е. Три года революции и гражданской войны на Кубани. Париж, 1962. Тутолминка, комбинация бешмета с гимнастеркой. Ввел в 80-х годах XIX в. начальник 1-й Кавказской казачьей дивизии генерал Тутолмин. Он рубашке придал стоячий воротник и застежку на груди как у бешмета. Т. под черкеской заменяла бешмет; без черкески, подпоясанная кавказским поясом, заменяла гимнастерку. Чусты, облегченные сапоги на теплое время года. Представляли собой чувяки или башмаки с подошвой «наглухо пришитые к кожаным наговицам». Фасон носка на усмотрение казаков. Предполагались к использованию в военное время, исходя из опыта русско-японской войны 1904-1905 гг. ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 9226. Черкеска (ЧОХА) Черкеска, русское название верхней мужской одежды, распространённой в прошлом у многих народов Кавказа (грузины, черкесы, абхазы, цахуры и др.); была заимствована терскими и кубанскими казаками. Ч. ¾ распашной однобортный кафтан без ворота, из домотканого или фабричного сукна чаще всего чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен, кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем. Рукава длинные, широкие. По обеим сторонам груди на Ч. нашиваются газыри ¾ кожаные гнёзда для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались ружейные патроны (по 4¾8 штук с каждой стороны). Сохраняется в основном как парадная одежда на праздниках, при выступлениях художественной самодеятельности и т.п. Шаровары Чувяки (тюрк.), мягкая кожаная обувь без каблуков у народов Передней Азии и Кавказа. Погоны Папаха Папаха Каждая папаха - в две головы высотою, и наверху папах - малиновые донца в серебряных кантах крестиком. ПК. А. Федин. Братья. I. 1927-1928 Императрица Мария Федоровна, наследник Алексей и император Николай II выходят из поезда, прибывшего в действующую армию. Папаха - высокая меховая шапка, обычно с донцем из ткани. Название заимствовано через азербайджанский рарах. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М. 1987. С. 200.) Головной убор мехом наружу сначала усвоили казаки на рубеже XVIII-XIX веков, и папаха стала форменным зимним головным убором практически во всех казачьих войсках. Любопытно сравнить два описания папахи, которые можно найти в этнографических исследованиях. По поводу шапок, сделанных целиком из меха, Дж. Лонгворт пишет: "Колпак является, возможно, единственным исключением из этого однообразия, и в зависимости от материала, из которого он может быть сделан - из каракуля, бараньего или козьего меха, мелко или крупно завитого, плотного и густого, длинного и косматого, - придает специфически индивидуальные черты, будь то мягкость, жесткость или хладнокровие, и, как я часто замечал, может быть принят за показатель, раскрывающий нам преобладающие черты вкуса, если не склонностей, носящего этот головной убор" (Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-ХХ вв. М. 1989. С. 36-37). У С. В. Максимова читаем: "Однако по тому, как надеваются на головы шляпы, можно приблизительно судить о национальном характере и племенных свойствах. Особенно это можно сказать о шапках: смелые в наездах и лихие в боях казаки носят свои шапки совсем сдвинутыми на ухо и укрепленными под подбородком на ремешке. Так водилось и в летучих отрядах польских улан, и кавказские горцы, не знавшие сна и покоя в набегах, заламывают свои шапки не только молодцевато набекрень, но и заваливают их самым внушительным образом на затылок" (Максимов С. В. По Сеньке шапка, в сб.: По русской земле. М. 1989. С. 184). Читателям очевидно, что за названиями "колпак" или "шапка" скрывается папаха - дело в том, что это наименование получило широкое распространение довольно поздно и впервые зафиксировано в русском языке в третьем издании словаря В. И. Даля, вышедшем много лет спустя после его смерти, в 1903-1909, под редакцией И. А. Бодуэна-де-Куртене. Папахи казаков различных войск отличались по форме (самой большой считалась так называемая маньчжурская), цвету меха и донца. Вот как описана папаха гвардейских казаков, которая отличалась особой формой донца: "Гвардейские казаки при парадной форме носили черные мерлушковые папахи-кивера, с андреевской звездой вместо кокарды и белым султаном с левой стороны. Под звездой висело плетеное из белого шнура украшение, оканчивающееся двумя длинными шнурами с плетением и кистями на концах, свисающими с правой стороны, ниже погона. Донце папахи-кивера имело лопасть - клиновидное окончание донца, свисающее с правой стороны до низа папахи-кивера" (Ривош Я. Н. Время и вещи. М. 1990. С. 246). Донце папахи других частей сшивалось из четырех клиньев с вшитым крестообразно галуном. В ХХ веке папаха становится модным женским головным убором: в первой половине века - из низко стриженой овчины, каракульчи, во второй - из длинноворсовых мехов, в большей степени подражающих папахам Кубанского и Терского казачьих войск, чем можно объяснить название "кубанка", принятое для таких шапок. ПОКА ВСЕ БУДУТ ВОПРОСЫ ПИШИТЕ!!!!!!!!!!!!

Ответов - 67, стр: 1 2 3 4 All

чорноморецъ: Гарные, у тебя, Пластун, жинка та тёша! А вот где они ту книгу добыли? От Питерских казаков по литературе такого рода, у них издаваемой, информации никогда не дождёшься...

plastun: У нас на петровке рынок книжный там и купили!!!

Андрей: Вопрос - как вяжется пуговка из тесьмы (т.н. "чертов кулачек") на бешмете?


чорноморецъ: [img]http//www.kismeta.com/diGrasse.button_knots.htm[/img]

чорноморецъ: Андрей, не знаю, как вставить картинку или ссылкой. Посмотри, что я написал перед этим, там похожие пуговицы.

Андрей: http://www.kismeta.com/diGrasse/button_knots.htm - это? А что ты написал? я не нашел...

Алекс: plastun пишет: У нас на петровке рынок книжный там и купили!!! И, что, прямо-таки - "рынок"? Большой и хороший? А книжек на русском языке там много? Или они теперь у вас не в чести?

plastun: есть всякие !!!!!!

чорноморецъ: Андрей, я имел ввиду эту страницу. Там показано. как пуговицу шнуровую вязать.

Ротмистр Иванов: Красивая у кавказских казачьих войск форма! У наших сибирцев поскромнее будет.

plastun: Ротмистр Иванов каждая форма хороша главное ее любить!!!!

cossak33: http://s58.radikal.ru/i160/0905/36/743d97929cf7.jpg башлык и служебный рисунок казака пластуна

plastun: cossak33 Здорова где такой рисунок достал????????????? Если информация по этому вопросу (пластунов)

oficer63: Подскажите какой должен быть мундир - татарка? Может есть описание или рисунок? Когда он был введен и для кого?

plastun: oficer63 ТАТАРКА это что ???

plastun: Татарка, шапка в виде тыквы, шилась из цветного сукна и состояла из отдельных долек, швы между которыми обкладывались галунами или шнурками; узкий околыш был меховым или также обшивался галуном. Описания этой шапки в источниках очень лаконичны. К примеру: «Татарка синего сукна обложена красным позументом». Известный историк черноморского казачества называет эти шапки «ркымскими» (нам в документах встречалось лишь «татарка») и дает следующее описание: «Шапка … легкая крымская, с узким мерлушчатым околышем и круглым суконным, кверху расширенным, в виде груши верхом, украшенным по продольным швам шнурком или узким галуном, а в центре маковки шелковой кистью». Иконографические источники позволяют выделить четыре разновидности шапки-татарки: грушевидной с уплощенным верхом, более вытянутой куполообразной формы (напоминающей митру епископа), почти шаровидной и «приплюснутой» тыквообразной. Шапки-татарки бытовали у адыгов, ингушей, ногайцев. У черноморских казаков широкого применения, по-видимому, не получили (сравнительно редко упоминаются в письменных источниках; из четырех известных нам изображений черноморских казаков конца XVIII-начала XIХ вв., сделанных очевидцами, нет ни одного в этом головном уборе). По мнению Е.Н. Студенецкой шапки подобного рода входили в состав праздничного костюма лиц из знатных горских фамилий. Вероятно, ив среде черноморцев их использовали, в основном, представители старшины и зажиточные казаки. Время бытования Т. у черноморских казаков – конец XVIII-начало XIX вв.

oren.kazak: plastun Татаркой также назывался казачий мундир уральских казаков в виде халата и с одним карманом на правой стороне груди .Введён в 80-х годах для уральцев и на короткое время для всех степовых войск.Года если нужно -посмотрю.Выкройка есть на сайте уральских казаков Яик.

oren.kazak: Недавно смотрел фильм по Пикулю "Богатство" про Камчатку.Один из персонажей -ст.урядник Сотенный.Казачья военная форма на нём,на мой взгляд ,вполне соответствует времени и пошита до мелочей точно.Одно НО -на клапанах шинели (петлицах) под пуговицей у него три лычки .На погонах,естественно -тоже.Ношение знаков отличия на петлицах больше нигде не встречал.Можно ,конечно ,списать на идиотство киношников.Но остальная форма на редкость правильная,может всё-таки где-то они это взяли?

Nikolaev: Уважаемый plastun. В описании кроя черкесски (чохи) имеются отсылки на страницы 11, 17 и 62. Большая просьба: не могли бы Вы выложить эти страницы тоже? Мы черкесску старого кроя шьём впервые. Заранее благодарю, Леонид, из кубанцев.

oren.kazak: Не носил и даже не держал в руках кавказский пояс.За счёт чего фиксируется его затяжка по талии?Ведь шпенька в пряжке нет?



полная версия страницы