Форум » Цейхгауз » черкеска - цвета, крой » Ответить

черкеска - цвета, крой

Андрей: С вашего позволения перенес обсуждение униформы в соответствующий раздел

Ответов - 85, стр: 1 2 3 4 5 All

plastun: Браты казачки да не позорте мундир казака вот вам фото наше

Андрей: Нарядно! Мы к реконструкции пришли где-то с полгода назад. Для показательных выступлений и соревнований было достаточно стилизации. Сейчас помаленьку обшиваемся Ищем сукно для полевой черкески на Великую Войну цвета хаки. Так называемый гороховый.

plastun: Чохи были разного цвета!


Сергей В.: Андрей пишет: Ищем сукно для полевой черкески на Великую Войну цвета хаки. Так называемый гороховый. Андрюха, это сукно выпускала фабрика в СПб, но сейчас его не делают. Последние остатки были куплены 2 года назад.

Антон: Да, чохи были разного цвета, даже покрой зачастую варьировался в деталях, однако согласно приказам и таблицам по обмундированию рекомендовалось придерживаться одного цвета.(полевая черкеска согласно таблицам Шенка и описаниям цвета распространяемым среди войск должна была быть именно «гороховой»(т.е.светло-желто-зеленой)).

ТуземецЪ: Шенк говорите...!Почитайте приказ по Военному Ведомству 1871 г.№380,1903 г.№330,приказ атамана ККВ 1912 г. №8999.Про гороховый там нет ни слова, только серый.Черкески защитного сукна ,предписывалось шить начиная с 1916 года.В реалиях ,это было ,мягко говоря не везде. P.S.Чоха,наименование грузинское,не кавказское.

plastun: Вот вам приказ 1. 2.

Антон: Большое спасибо за столь ценный документ. Все верно, но описание скорее всего повседневной формы одежды.

ТуземецЪ: Описание парадной(мундира) и партикулярной черкески Кавказских казачьих войск.

Антон: Скоро вывесим на сайте в разделе ВИК СЕИВК имеющиеся метериалы касаемо формы (парадной,повседневной,полевой)

Андрей: Господа, подскажите какое сукно вы используете для своих черкесок? Пробовали использовать приборное сукно, слишком тонкое, вставляешь газыри, отвисают и получается как будто, пардон, у тебя там женская грудь Про шинельное сукно сегодня сказали, что слишком толстое. Устраивает ли вас качество шапошного сукна? Знаю есть реконструкторы которые заказывают сукно из Европы. Действительно ли это необходимо? Неужели в России не производят сукна нужной толщины, плотности? Есть ли у вас подробное описание кроя черкески? У нас есть схема, одна единственная, которая ходит по разным форумам, но... довелось щупать несколько родных черкесок, все они так или иначе отличаются. Та похожа на осетинскую, эта скорее всего 30-х годов, тут вроде периода первой мировой, но материал похож на джинсу... ???? Есть ли какое-то более менее ПОДРОБНОЕ унифицированное описание?

Андрей: Сергей В. пишет: Андрей пишет: цитата: Ищем сукно для полевой черкески на Великую Войну цвета хаки. Так называемый гороховый. Андрюха, это сукно выпускала фабрика в СПб, но сейчас его не делают. Последние остатки были куплены 2 года назад. Ииииии.... как вариант покупать техническое и красить? Вот такого цвета полевую черкеску носил Государь Император.

plastun: Вечером литературку полистаю и напишу!!!! http://plastun-1914.narod.ru/photoalbum3.html

plastun: И кто вам шил чохи? http://club.osinka.ru/viewtopic.php?t=21568&postdays=0&postorder=asc&&start=0

Андрей: plastun пишет: Вечером литературку полистаю и напишу!!!! http://plastun-1914.narod.ru/photoalbum3.html Спасибо, Алексей! Хороший у Вас сайт Такой вопрос - у черкески сзади по швам есть врезные карманы? Я на одной парадной, предположительно 50-х, видел. На одной из Ваших фотографий под чоху просто гимнастерка одета? И судя по крою бешмета он запахивается слева направо, "по женски"?

Андрей: plastun пишет: И кто вам шил чохи? http://club.osinka.ru/viewtopic.php?t=21568&postdays=0&postorder=asc&&start=0 Обижаете Нам шила наша хорошая знакомая, замечательная портниха Елена (Джойс). Шили по тому же крою, что размещен и на Вашем сайте. Плюс консультировались с Tony (Антон Родин) из Брянска. Однако, информация по пошиву лишней не бывает

Андрей: Господа, казаки! Как вы застегиваете черкески, на крючки или на пуговицы? Нет ли у кого крупной фотографии этого дела?

Сергей В.: Андрей пишет: такого цвета полевую черкеску носил Государь Императоркстати, "гороховое" сукно, из которого обычно все шились на ПМВ, имеет другой оттенок - но другого варианта не было.

Андрей: "ничего не понимаю" (с) какое другое? это "родная" черкеска. или нет?

plastun: Вечером увидите!!!!!!

Сергей В.: Андрей пишет: какое другое? это "родная" черкеская имел в виду, из которого шились реконструкторы на ПМВ. В том что царю шили черкеску уставного цвета, в этом особо сомнений нет. Кстати, хорошо, что вывесил, хоть какой-то есть образец цвета перед глазами, "гороховое" сукно из Питера имеет более зеленый оттенок.

plastun: И так! 1-е лицо 2-е спина 3-е вырез 4-е изнанка грудь 5-е изнанка спина 6-е изнанка грудь(А) 7-е изнанка грудь(Б) 8-е изнанка грудь(Б+) 9-е рукав лицо и изнанка

plastun: А тут фото и некоторая информация http://1914.fastbb.ru/?1-4-0-00000074-000-0-0-1204562299

Андрей: Спасибо за фотографии А у нас сзади на черкески еще есть так называемые "ушки", для того, чтобы пояс не сползал вниз Тему на которую Вы ссылаетесь я читал, однако там нет ответов на заданные мною выше вопросы Еще раз спасибо Алексей, что находите время поделиться своими знаниями

plastun: И так ответы 1-е посмотрите на фотки которые я выложил особенно на 7-е изнанка грудь (Б) и 8-е изнанка грудь (Б+) от плеча до конца газырей у меня продублировано то бишь я взял домотканину и проклеил. Сукно, которое мне досталось это немецкое где-то 55 годов оно само по себе мягкое, но плотное. Шапочное это что значит? Да обратите внимание на фото где мы с кунаком он с лево чоха у него пошита из пальтовой ткани! 2-е Можно увидеть фото тех чох, которые вы держали в руках? Советская чоха отличается от чох ПМВ. А: подкладка сделана в рукавах, хотя строилась по принципу национальной одежды народов Кавказа.

plastun: Отвечаю: У черкески сзади есть вырезы, обшивались они тем же шнуром что и грудь чохи. Это не гимнастерка а Тутолминка! Пояснение: Тутолминка, комбинация бешмета с гимнастеркой. Ввел в 80-х годах XIX в. начальник 1-й Кавказской казачьей дивизии генерал Тутолмин. Он рубашке придал стоячий воротник и застежку на груди как у бешмета. Т. под черкеской заменяла бешмет; без черкески, подпоясанная кавказским поясом, заменяла гимнастерку. К началу 20-го века как таковой правой левой или мужской и женской стороны не было, посмотрите фото солдат по ПМВ гимнастерки застёгнут как на правую, так и на левую стороны

plastun: да почитайте вот это: /11.10.2007/ - Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков. Материалы к «Военному лексикону кубанских казаков» Архалук (архалух, архалык), тюркское наименование бешмета, употреблявшееся в Закавказье. Связано с названием спины, спинного хребта – «аркъа». С 1840 г. А. вводится в форменную одежду черноморских казаков. В документах этого периода слово употребляется в написании «ахалук». В конных полках офицерам он полагался красный стамедовый, стеганный на вате, с воротником красного сукна с серебряными петлицами; внизу воротника и по бортам до пояса обложен серебряной узкой тесьмой. Казакам – такой же шафлоновый с суконным воротником без петлиц; у урядников обложен армейским галуном. У артиллеристов – черный шелковый с золотыми петлицами и тесьмой (офицеры) и черным демикатоновый с красным кантом (казаки). Пешим казакам А. не полагался. В приказе 18 мая 1859 г., вводившим унифицированное обмундирование для будущего ККВ уже употребляется вместо А. слово «бешмет». Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1; ПСЗ. Собр. 2. Т. XVI. 1841. СПб, 1842. Ст. 14241. Башлык, суконный головной убор в виде широкого остроконечного капюшона с длинными концами-лопастями. В русском языке слово известно с первой половины XVII в. в написании «башлак». В начале XVIII в. встречается уже в современной форме. Заимствовано из тюркских языков (тур. baslik, азерб. башлыг, ногайское баслык). Производится от bas – «верх», «голова» и суффикса luk, обычно употребляемого в названиях одежды. Шили Б. из сложенного вдвое куска материи. Шов проходил сзади. На Северном Кавказе Б. надевали на шапку, а не прямо на голову, как в Западной Грузии. Концы, обмотав вокруг шеи, спускали назад. Иногда носили на плечах, скрестив лопасти на груди, в холодную ясную погоду обвязывали талию. При хорошей погоде или в торжественных случаях Б. вешали сзади на плечах. Порой только по способу ношения Б. можно было определить национальность горца. По свидетельству Н.Н. Дубровина, абазины, в отличие от черкес, обвивали Б. около шапки в виде чалмы, спуская концы по плечам. Повседневные Б. шили из узкого домашнего сукна, иногда довольно грубой работы, составляли порой из нескольких кусков. Праздничные изготавливались из белого, черного, серого или окрашенного в красный цвет домашнего сукна тонкой работы. Особенно ценилось мягкое, теплое и красивое по цвету сукно из верблюжьей шерсти. Широко применялось и тонкое фабричное сукно разных цветов. В первой трети XIX в. в документах встречаются и «холщевые» черкесские Б. Б. украшали галунами, шелковой или шерстяной тесьмой, кистями, золотым шитьем, басонными пуговками. Б. широко распространился в России. В 1862 г. он введен в отдельные части русской армии, а с 1871 г. – присвоен всем войскам. Изготавливался в основном из верблюжьего сукна и оторачивался нитяной тесьмой. Табельный срок ношения – шесть лет. Б. известен и в армиях других стран (Германия, Франция). В ЧКВ особого распространения Б. не получил. Входил в число предметов обмундирования кубанских казаков. По приказу 4 августа 1862 г. Б. полагалось «навертывать на передний конец скатанной шинели, не пристегивая ее ремнем, но вкладывая концы Б. в складки шинели, так чтобы он в случае необходимости, мог быть снят, не раскатывая самой шинели». По приказу 14 декабря 1871 г. офицерам ККВ полагался Б. произвольного цвета из сукна местной выделки с серебряной тесьмой, нижним чинам – такой же, но с черной нитяной тесьмой. Конные казаки складывали его вчетверо и помещали под седельную подушку. Пластуны накатывали на верхний конец бурки. Колпак Б. пластуны, служившие на кордонных линиях, использовали для хранения хлеба. В начале ХХ в. в ККВ носили Б. произвольного цвета, обшитые черной тесьмой. Рекомендовался и преимущественно употреблялся Б. белого азиатского сукна. Размеры официально не регламентировались, но браковались Б., не закрывающие плечи и спину и с короткими лопастями. Комиссия, созданная в ККВ для изучения опыта русско-японской войны, признав непригодность большинства предметов казачьего обмундирования в условиях современной войны, высказалась за сохранение Б. При этом было отмечено: «Б. должен быть суконный фабричного или азиатского сукна, но просторный, чтобы закрыть плечи и с концами такой длины, чтобы можно обвязать вокруг шеи, а также завязать на пояснице. Вокруг должен быть обшит шнурком или тесьмой, чтобы не вытягивался. На колпаке тесьма может быть окрест и поперек в виде круга или углами. Можно крепить кисти». В заключение интересное свидетельство Д.Е. Скобцова о функции и «этикете» Б. «Башлык в кавказской одежде кубанцев имеет назначение, как капюшон в европейской, для укрытия от дождя, от холода. Поэтому при входе в закрытое помещение он снимается вместе с другой верхней одеждой и оставляется в передней, в комнаты, в зал и т.п. кубанцы не входят с башлыком за плечами». ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 8670, 9226; ПСЗ. Собр. 2. СПб, 1865. Т. 37. Ст. 38540; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Военная энциклопедия. СПб, 1911. Т. 4; Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993; Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913; Скобцов Д.Е. Три года революции и гражданской войны на Кубани. Париж, 1962. Бекирка, зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса. Впервые Б. появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, а на Кавказ были завезены бывшим юнкером этого училища терским казаком Бекиром Тургиевым. Басханов А.К., Басханов М.К., Егоров Н.Д. Линейцы. Очерки по истории станицы Лабинской и Лабинского отдела. Никосия, 1996. «Бечераховка», новый тип одежды кубанских и терских казаков, получивший распространение в годы первой мировой войны. Представляла собой черкеску с воротником и карманами вместо газырей. название по имени казака Бечерахова из станицы Ново-Осетинской, имевшего свою портновскую мастерскую в Петербурге при Конвое Его Величества. Калоев Б.А. Осетины. М., 1971. Бешмет (тат. вismat), верхняя плечевая одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно облегающая грудь и талию, доходящая, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой. В работах русских историков и лексикографов его обычно определяют как "полукафтанье", "кафтан", "поддевка". Б. Надевался на рубаху под халат или черкеску, но нередко (особенно в быту) носился самостоятельно. В зависимости от достатка шился из шелка, хлопка, шерсти и др. Мог быть стеганым, одноцветным или узорчатым. Покрой имел местные варианты, особенно разнообразной была форма рукавов: узкая или широкая, прямая или с отворотом. А.В. Фролова так описывает Б. ("бахмат", "татарка") уральских казаков: "Его кроили прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади". Б. ногайцев: "Богатые у степных ногайцев носили бешмет (къаптал), сшитый из хорошего сукна и служивший летом верхней одеждой. Он шился в талию, а ниже пояса расширялся за счет шести клиньев. По бокам делали разрез длиной 12-14 см. Женские бешметы боковых разрезов не имели. Къаптал имел стоячий воротник и застегивался пуговицами из тесьмы. Мужчины, независимо от возраста, носили длинные бешметы". Время проникновения Б. в казачью среду установить сложно. В.Н. Королев отмечает, что еще в XVII в. среди донцов бытовали и даже были модными отдельные предметы черкесской одежды. В 1705 г. атаман донской станицы Савва Кочет рассказывал в Москве, что казаки носят платье "по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравится: иные... любят носить платье и обувь по-черкесски и по-калмыцки..." Во всяком случае, уже в 1769 г. суконный полукафтан под названием бешмет был введен в число предметов форменной одежды некоторых донских полков. А.И. Ригельман, командовавший в 1774-1782 гг. построенной им же крепостью св. Дмитрия Ростовского, писал, что обмундирование донцов к тому времени представляло собой платье "почти совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки черкесские, опоясываются кушаками". Можно твердо говорить о заимствовании линейными казаками Кубани кавказских Б. (в числе прочей черкесской одежды) в первые два-три десятилетия XIX в. В одежде черноморских казаков первой половины XIX в. Б. не встречаются. Очевидно, их роль играли столь часто упоминаемые в документах "каптаны" (кафтаны). В форменной одежде казаков-линейцев Б. под названием "исподний кафтан" известен с 1817 г. В описаниях формы 1831, 1832 гг. уже употреблено слово "бешмет". В форменную одежду черноморских казаков Б. под названием архалук введен в 1840 г. В 1859 г. для конных полков будущего ККВ установлен Б. красного цвета. Приведем описание форменного Б. казаков ККВ при парадной форме на 1913 г. для конных полков. "Шерстяной материи, красный, на крючках длиною до колен с закругленным воротником, верхний край воротника и борта с обеих сторон до пояса обшиваются белевою тесьмою шириною 1/4 верш. (высочайший приказ от 6 декабря 1908 г.). У урядников кроме того воротник обшивается серебряным унтер-офицерским галуном кавалерийского образца. Нестроевые старшего разряда имеют воротник также обшитый галуном, пришитым по нижнему краю воротника, углом вверх". В пластунских батальонах Б. был черного цвета с малиновым кантом вокруг воротника и по борту с обеих сторон до пояса. Галуны, кому присвоены, золоченые, пехотного образца. У артиллеристов Б. черной шерстяной материи с красной выпушкой по верхнему краю и нижнему шву воротника и по борту с обеих сторон до пояса. В местных командах такой же, но с алой выпушкой только по верхнему краю воротника и по борту с обеих сторон до пояса. Цвет и материал вседневных Б. официально не регламентировался. Рекомендовались неяркие и немаркие ткани. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Кирсанова Р. На нем чекмень, простой бешмет // Родина. 2000. № 1-2; Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX-начала ХХ века. М., 1993; Королев В.Н. Черкесские элементы в донском казачестве (XVI-XVII вв.) // Россия и Северный Кавказ. Грозный, 1990; Матвеев О.В. Форменная одежда казаков-линейцев Кубани. Краснодар-Армавир, 1995; Гаденко К.П. Описание формы обмундирования и снаряжения казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Ст. Уманская, 1913. Бурка, верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета – «бурый». На Кавказе Б. изготавливались кустарным способом, а с 1888 г. и на Тифлисской войлочной фабрике. Прототипом Б. были простейшие накидки из войлока и грубого сукна. На Кавказе употреблялись с бронзового века до начала ХХ в. В XIX в. считались «одеянием бедняков». Б, явилась наиболее целесообразной и характерной формой накидной одежды. Впервые упоминается у Интериано в 1504 г. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Одетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости. Для XVIII-нач. XIX в. была характерна короткая, колоколообразная Б. с покатыми и узкими плечами. Этот тип сохранялся и в конце XIX в., но Б. постепенно удлинялась. В ХХ в. сложился второй тип – с прямыми, очень широкими (до метра) плечами и почти не расширяющимся книзу силуэтом. Кроилась с двумя швами по бокам, образующими жесткие выступы на плечах (нередко с деревянной подложкой). По устным источникам появление этого типа относится к периоду первой мировой войны, а широкое распространение – к годам гражданской. На Северном Кавказе особенно ценились легкие и плотные адыгские Б. Карачаевские были теплее, но тяжелее. Красивые и высококачественные Б. изготавливали в Аварии (здесь шили и так называемые дамские Б. из белой шерсти). Бурочное производство состояло из нескольких трудоемких процессов. Работа начиналась с сортировки шерсти, просушивания, расчесывания на гребне и взбивания. Затем приступали к укладке. Для этого делали разметку на циновке, раскладывали шерсть двумя-тремя слоями разного качества по форме трапеции или полукругом и ровняли низ. Потом шерсть сбрызгивали горячей водой, свертывали вместе с циновкой рулоном и, обвязав веревками в двух-трех местах, начинали катать и мять руками. Уваливали шерсть обычно 6-8 часов. Адыгские мастерицы готовый войлок опускали в котел с горячей водой, золой и мылом и держали там некоторое время. Затем клали его на плетень и для большего уплотнения протирали руками. Наружную часть будущей Б. начесывали специальной щеткой, а внутреннюю – опаливали на легком огне. Потом следовали процессы мытья, просушки, окраски, кройки и шитья. Для Б. среднего размера требовалось примерно 3 кг 600 гр. чистой шерсти. При коллективном производстве на изготовление одной Б. уходило примерно четыре дня. Черноморским казакам в конце XVIII в. Б. полагались «по козачьему обряду», но фактически их роль походной одежды играли «серяки». Известен один факт массовой выдачи Б. русским командованием: в 1789 г. по просьбе войскового судья А.А. Головатого, для казаков, «не имеющих и самого нужного одеяния» из Кинбурнской крепости отпустили 1000 татарских Б. В первой трети XIX в. Б. в описях казачьего имущества встречаются очень редко. Вместо них употребляются все те же серяки и кожухи. Подавляющее большинство Б. приобреталось у черкесов. Интересно отметить, что в документах выделяется два вида: «бурки простые» и «бурки с рукавами». Помимо основного материала встречались Б. из «кож еловичных», «из диких козьих кож». Очень редко, но употреблялось польское название Б. – «вильчура». Пример из 1801 г.: «Венчура черных калмыцких смушков, подбита американскими собаками». В этом году стоимость черкесской Б. 5-6 руб., в 1830 г. – 8 руб. (для сравнения в конце XVIII в. топор стоил 2 руб., казан – 60 коп., сапоги – 2 руб. 50 коп., в 1830 г. пика стоила 2,50 руб., сабля – 6 руб., ружье – 18 руб.). В число обязательных предметов снаряжения кубанских казаков Б. введена приказом военного ведомства 14 декабря 1871 г. с предельно лаконичной характеристикой – «черная бурка». Офицерам дозволялось ее носить в походной форме. Приказ 1910 г. № 191 разрешил им одевать Б. и башлык в строю, «когда нижние чины в таковых». У конных казаков Б. приторачивалась к задней луке седла поверх переметных сум вьючными торочинами. Пешие казаки, проведя ряд испытаний (в том числе, по армейскому образцу, как шинель через плечо)Ю остановились на способе, разработанном в 1-м Пластунском батальоне – укладка Б. плоско на вещевом мешке. Расчетный вес Б. был определен приблизительно в 8 фунтов. В 1897 г. в Кубанском войске обсуждался вопрос о замене Б. у пластунов шинелью (возражения против Б. появились гораздо раньше). Большинство строевых начальников высказалось тогда против замены. Однако русско-японская война 1904-1905 гг. ярко высветила все недостатки Б. в условиях современных позиционных войн. Специальная комиссия, созданная в ККВ в 1906 г. для обсуждения и устранения недостатков, обнаруженных войной, признала Б. «не только непригодной, но и обременительной». Она тяжела, громоздка; намокнув – долго парит. Попав мокрой в мороз (а высушить ее очень трудно) – превращается в лубок, который невозможно скатать. Очень трудно в Б. идти против ветра. «В цепи, высоко торчащая, притороченная сверх сидора, она только выдает врагу». Комиссия предложила ввести вместо Б. суконное пальто или пальто из непромокаемой морской парусины. Предложение эти реализованы не были. В годы первой мировой войны кубанским казакам казна стала отпускать шинели по образцу кавалерийских (приказ по военному ведомству № 561 от 8 октября 1915 г.). В принятом Радой 19 апреля 1917 г. проекте военной службы казаков говорилось: «Бурку заменить венцерадой, плащом или шинелью». Тем не менее, Б. употреблялись ив последующие годы, но количество их катастрофически сокращалось. На заседании Рады 3 сентября 1919 г. было доложено, что для снаряжения «Кубанской армии» в Краевом интендантстве нет ни одной Б., а на рынке цена на них подскочила до 600 руб. ГАКК. Ф. 250. Оп. 1. Д. 52; Ф. 249. Оп. 1. Д. 749; Ф. 286. Оп. 1. Д. 4; Ф. 250. Оп. 2. Д. 39; Ф. 396. Оп. 1. Д. 6898; Ф. 396. Оп. 1. Д. 10140; Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 38; Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1981; Меретуков М.А. кустарные промыслы и ремесла у адыгов // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989. Теплушка, «ватник», теплый ватный бешмет. Согласно приказу Военного ведомства 1885, № 199 Кавказские казаки должны были иметь или ватные бешметы или овчинные полушубки. Последние гораздо теплее и пригоднее и в ККВ до 1901 г. требовали именно их, не запрещая, однако, иметь и ватные бешметы (были почти у всех казаков). Но полушубок не вмещался в подушку седла во вьюке и в 1900 г. атаман ККВ отдал приказ, чтобы, начиная с 1901 года, все казаки на службе имели ватные бешметы. При этом не запрещались полушубки для домашнего обихода. Тем не менее, почти все заводили себе полушубки, ибо теплый бешмет его не мог заменить. У гвардейских казаков вместо Т. – теплая рубаха. Полушубок прочно вошел в число предметов снаряжения пеших казаков Кубанских пластунских батальонов. ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 8670. Л. 71. Татарка, шапка в виде тыквы, шилась из цветного сукна и состояла из отдельных долек, швы между которыми обкладывались галунами или шнурками; узкий околыш был меховым или также обшивался галуном. Описания этой шапки в источниках очень лаконичны. К примеру: «Татарка синего сукна обложена красным позументом». Известный историк черноморского казачества называет эти шапки «ркымскими» (нам в документах встречалось лишь «татарка») и дает следующее описание: «Шапка … легкая крымская, с узким мерлушчатым околышем и круглым суконным, кверху расширенным, в виде груши верхом, украшенным по продольным швам шнурком или узким галуном, а в центре маковки шелковой кистью». Иконографические источники позволяют выделить четыре разновидности шапки-татарки: грушевидной с уплощенным верхом, более вытянутой куполообразной формы (напоминающей митру епископа), почти шаровидной и «приплюснутой» тыквообразной. Шапки-татарки бытовали у адыгов, ингушей, ногайцев. У черноморских казаков широкого применения, по-видимому, не получили (сравнительно редко упоминаются в письменных источниках; из четырех известных нам изображений черноморских казаков конца XVIII-начала XIХ вв., сделанных очевидцами, нет ни одного в этом головном уборе). По мнению Е.Н. Студенецкой шапки подобного рода входили в состав праздничного костюма лиц из знатных горских фамилий. Вероятно, ив среде черноморцев их использовали, в основном, представители старшины и зажиточные казаки. Время бытования Т. у черноморских казаков – конец XVIII-начало XIX вв. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 832; Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб, 1858; Безотосный С., Самонин С. Казаки-гвардейцы // Родина. 1998. № 3; Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989; Фролов Б.Е. Головные уборы черноморских казаков конца XVIII-первой трети XIX века // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1995 год. п. Джубга, 1996. Тутолминка, комбинация бешмета с гимнастеркой. Ввел в 80-х годах XIX в. начальник 1-й Кавказской казачьей дивизии генерал Тутолмин. Он рубашке придал стоячий воротник и застежку на груди как у бешмета. Т. под черкеской заменяла бешмет; без черкески, подпоясанная кавказским поясом, заменяла гимнастерку. Чекмень почетный, жаловался лицам ККВ, занимающим общественные должности в станицах и хуторах. Выполнялся по образцу мундирной черкески, без погонов, с обшивкой узким серебряным галуном: у урядников и нестроевых старшего разряда – по бортам, краям рукавов и вокруг напатронников; у казаков и нестроевых младшего разряда – по краям рукавов. Алый бешмет к чекменю имел также галунную обшивку. При Ч. носились: укороченные шаровары, кинжал, шашка и папаха установленного в войске образца. Ч.п. носился: во время службы в должностях станичного атамана, почетного судьи и хуторского атамана постоянно, а по окончании службы в этих должностях – на станичных и хуторских сборах, в войсковых кругах в торжественные дни и при представлении начальству. К чекменю представлялись лица, на должностях станичного и хуторского атамана, почетного судьи, и прослужившие на одной из них не менее трех лет и имеющие при этом хотя бы одну медаль для ношения на шее. Орлов П.П. Справочная книжка для Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1910. С. 25, 381. Чусты, облегченные сапоги на теплое время года. Представляли собой чувяки или башмаки с подошвой «наглухо пришитые к кожаным наговицам». Фасон носка на усмотрение казаков. Предполагались к использованию в военное время, исходя из опыта русско-японской войны 1904-1905 гг. ГАКК. Ф. 396. Оп. 1. Д. 9226. -------------------------------------------------------------------------------- Фролов Б.Е.

plastun: Застёгиваем на крючки но пуговички это дикаративное хотя многие застегивают на крючки и на пуговки!

plastun: У моей чохи тоже есть ушки! Кода вы шьете верхняя часть чохи то ее надо шить практически на самом человеке!

plastun: Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа пошукайте эту книгу!

yuvk: ай да Лёха!!! Ай да молодца пластун!!! Уважаю, и не в первый раз!!!

plastun: жду вопросы на мои ответы!

Андрей: да уж уважил буду у Киеве, с меня "магарыч"

plastun: Я думаю что информации вам хватит на расмотрение? Жду вопросов!

Андрей: А есть крой шаровар?

plastun: есть!

plastun:

Андрей: А просто гимнастерку под черкеску носили во время ПМВ?

plastun: Вроде как к 1916 да но надо уточнить у кунака!

Андрей: Алексей, так не честно. Не успеешь Вас спросить, у Вас уже на все ответ готов

plastun: Просто все то что мне нужно в компе находиться!

plastun: вот вам ответ Отправлено: 16.06.07 10:53. http://1914.fastbb.ru/?1-4-0-00000074-000-80-0

Андрей: Тогда еще вопрос. Как крепятся погоны? Пришиваются по краям, по всему периметру или одеваются как у гимнастерки?

plastun: Ответ пришиваются по всему периметру через 5 мм.

Андрей: не устаю Вас благодарить

plastun: ДЯКУЮ

plastun: Я смотрю вопросы закончились???

Андрей: Дайте переварить полученную информацию Хотя... "раз пошла такая пьянка", а нет ли у Вас, ну, так, случайно... кроя общеказачьего кафтана на 1812 год? И вот интересно, покрой шаровар за 100 лет, с 1812 по 1914 поменялся? Еще вопросы будут в пятницу, когда вернусь из Екатеринбурга

Антон: Такой вопрос. Кавказкие чехлы под ружья делались из чего(войлока али шкуры)? Хотя есть много свидетельств что они делались из войлока, но он промокает и держит довольно долго влагу что может привести к порче оружия.

plastun: И так ответ. Делались из войлока бурочного факт то, что промокает и держит долго влагу это теперешние бурка. Бурки того времени делались более качественно, но бурочные чехлы были отменены во всех казачьих частях, кроме конвоя!

ТуземецЪ: Погуляли в Екатеринадаре.

plastun: ХОРОШИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Андрей: Ого! Здорово! А у казака в центре, что за пистолетик на цепочке? ТуземецЪ, а что за мероприятие было? Напишите, пожалуйста, поподробнее.

ТуземецЪ: Брелок к часам.Парад там был.

Андрей: А еще фотографии есть? любопытно же

ТуземецЪ:

Андрей: Нда... хорошо вам А у нас в Москве "правильно" одетых почитай что и нет никого

plastun: Доброго здоровья всем! Увы, крой шаровар на 19 век я не нашел Но вот шаровары кавказские!

Антон: Довольно интересный и полный материал по униформе кавказских казаков в ПМВ и Гражданской войне http://diorama.ru/workshop/reviews/147/

Андрей: "На мундире на груди,по обеим сторонам бортов нашиваются напатронники (газы) из 14- ти гнезд с каждой стороны ,длиной 5 вершков Пришивка напатронника делается так ,чтобы расстояние от плечевого шва до напатронников было: у борта мундира 5 ½ вершка, а у руки 5 3/4вершка.Напатронники изготовляются из того же сукна, из которого построен мундир, с подкладкой из плотной непромокаемой парусины делаемой по длине гильзы 3-х линейного патрона в один ряд, а по длине пули до шейки гильзы в два ряда. Длина каждого гнезда напатронников полагается в 1 5/8 вершка, так чтобы вложенный в него 3-х линейный патрон выступал из него на ¼ вершка .Под напатронниками с каждой стороны делаются прорезные карманы. Мундир застегивается крючками от нижней части напатронников до пояса" Можно расшифровать это? Плечевой шов у черкески, если я правильно понимаю уходит назад, тогда как измерять эти расстояния? У борта мундира это где? А у руки? Может кто-то нарисовать схему откуда что замерять? "...видел на подлинных черкесках разное колличество крючков:8,9,11,7. Причем и по разному пришиты.На правом борту крючки,на левом петли или попеременно на правом борту крючек ,петля,крючек,петля.....,и на левом петля,крючек,петля,крючек.... .С внутренней стороны черкески к нижней части подкладки пришивается поясок из того же материала,что и подкладка.Бывает что поясок пришивается не только к подкладке ,но и к сукну самой черкески.Поясок внутри самой черкески застегивается на крючек или завязывается". Где именно пришивался поясок? Каково его функциональное предназначение?

Андрей: По данным размерам напатронника замерил 3-х линейный патрон. Он входит в напатронник заподлицо, тогда как по вышеприведенному описанию должен торчать из него на 1/4 вершка (1 см). Как это понимать?

plastun: кто как хотел так и делал!!!!

Андрей: а поясок пришитый к подкладке он для чего?

plastun: Для приталивания!!!!

Joys: простите, если поясок пришит по всей длине, и черкеска не носистя на запах- то какое уж здесь приталивание? Если ческеска изначально шьется "в талию", т е плотно сидит на талии, зачем нужно еще дополнительное приталивание?

Joys: могу предположить, что поясок пришивался для более четкой посадки на талию, как например в корсетах пришивается сантюр...

plastun: я это и имел виду только простите незнал правильного термина!!!

plastun: вот один из вариантов!!!!

Joys: вариантов чего?

plastun: ГАЗЫРЕЙ

plastun: продолжаю выкладывать фото по газырям! Слево:Строевой унтер-офицер 2-го Балтийского флотского экипажа Теодор Карлович Ферстер Справо:Полный гиоргиевский кавалер Отряда Балтийского флота при Кавказской Туземной конной дивизии под прапорщик Михаил Михайлович Домерщиков. ТуземецЪ пишет: 5-й Пластунский батальон,ККВ,начало ХХ века.

Ратибор: Здравствуйте. Спасибо Пластун за фотографии. А не могли бы Вы дать информацию по последней фото: полк, войско, может быть фамилии казаков?

казачок: ЗДОРОВ !

ТуземецЪ: 5-й Пластунский батальон,ККВ,начало ХХ века.

plastun: Слево:Строевой унтер-офицер 2-го Балтийского флотского экипажа Теодор Карлович Ферстер Справо:Полный гиоргиевский кавалер Отряда Балтийского флота при Кавказской Туземной конной дивизии под прапорщик Михаил Михайлович Домерщиков. ТуземецЪ пишет: 5-й Пластунский батальон,ККВ,начало ХХ века.

plastun: казачок пишет: ЗДОРОВ ! ЗДОРОВА!!!

plastun: Что уже не цикаво по черкескам????

Антон: Папаха СЕИВК крупным планом: Взята из интересного обсуждения на сайте военно исторических миниатюр: http://diorama.ru/workshop/reviews/147/

cossak33: Андрей пишет: Тогда еще вопрос. Как крепятся погоны? Пришиваются по краям, по всему периметру или одеваются как у гимнастерки? [img][/img]

plastun: Погоны могли крепиться по разно но большую часть я видел что пришивали их(погоны)!

Андрей: Черкеска на пуговицах? click here

S: plastun Доброго времени суток. Есть вопросы по пошиву шаровар и черкески. Если возможность ответить мне. Боюсь, что этот раздел давно забыт и сообщение не дойдет до адресата. Если можете, можно писать на rich_people_@mail.ru Буду ждать ответа.

Андрей: Вопросы пошива черкески подробно раскрыты в этой теме. Что Вас интересует? Р.С. у Пластуна в профиле есть его эл.адрес

Windgammer: Доброго времени суток! Хочется обзавестись черкеской, максимально близкой, к исторической черкеске кроя на начало ПМВ. То что продаетсяв магазинах казачьей справы в основном полная халтура. Однако моя бабушка - потомственная кубанская казачка из ст. Новолеушковской - очень хорошо шьет, включая сложные вещи, типа классических мужских пиджаков и сорочек, которые на вид не отличишь от магазинных или одежды для альпинизма, в которой я уже много раз ходил в горы. В общем, хочу попросить пошить ее черкеску и бешмет. Прочитал кучу литературы, включая дореволюционные пособия по кройке мундира и приказы, просмотрел кучу фотографий, нашел необходимые лекала и выкройки. Однако не ясно, какая современная ткань лучше подходит для изготовления черкесок? В интернете кто то пишет, что шапочное или приборное сукно, кто-то предлагает плотную костюмную шерстяную ткань. Какую всё-таки лучше использовать? Где можно купить иакую ткань (лучше, если в Краснодаре, но можно и в Москве)? Где можно найти серебряный тонкий сутаж 3-4 мм в Краснодаре или в Москве?В магазинах казачьей справы видел только широкие галуны, а вот тонкий сутаж не встречал. P.S. Часто ли устав нарушался и рядовые казаки обшивали черкеску серебряным сутажем? На фото 1912 года мой прапрадед из ст. Новомышастовской, У него погоны рядового казака, а черкеска обшита серебряным сутажем. http://shot.qip.ru/00OOV5-59EAwnuSJ/

Windgammer: Если кому интересно, то вот требования к парадной черкеске, которые у меня сформировались на основе изученного материала: 1.Сама черкеска 1.1. От земли черкеска должна быть поднята на 24см. 1.2. Левая пола черкески имеет подбортот выреза горловины до талии шириной, в отвернутом положении, от 6 см вверху, до 9 см внизу 1.3. Черкеска застегиваетсяс запахом справа налево. 1.5. Широкие полы черкески застегиваются внахлест, периметр юбки около 3,5 м. Следует обратить внимание, что леваяпола ушла вправо от пояса уже где-то на 5 см, а правая пола уходит сильно внахлест влево клином книзу. 1.6. Обе полы черкески сначала застегиваютсяна внутренний поясок на талии, затем левая пола пристегивалась внутренним косо пришитым крючком. 10 крючков от начала выреза до пояса, идущие через 1. 1.7. Крючки пришиваются к сукну черкески до того, как пришивается подклада. Помимо того, что пришивается сам крючок и петля , в ушко крючка и петли вставляется тесьма, которая пристрачиваетсяк сукну черкески декоративной отстрочкой (см. пункт "декоративная отделка")Подклада пришивается так, чтобы тела крючка и петли практически не было видно. Тем самым еще и подклада участвует в надежном удержании крючков и петель. 2. Вырез: 2.1. Вырез фрачный, т.е. полуэллипсом, "лопатой" 2.1. Глубина выреза (для размера 48-50) - 35 см, ширина в средине - 17-18 см. 2.2. Вырез плотно опоясывает воротник-стойку бешмета полукругом, а сзади наползает на воротник бешмета на 1,5-2 см. 2.3. Вырез не доходит до пояса на 22-24 см. 3. Рукав 3.1. Рукав пришит под прямым углом. 3.2. Длина рукава - до середины большого пальца. 3.3. Рукав к низу расширяется 3.4. Шов рукава идет строго снизу, НЕ ПО ЛИНИИ ЛОКТЯ 3.5. Головка рукава около 20 см, узкая 3.6. Низрукава от 25 см и более 3.7. Рукава ОБЯЗАТЕЛЬНО БЕЗ МАНЖЕТ 4. Спина 4.1. Спина цельнокройная из одного куска 5. Юбка 5.1. Юбка делается из 7 клиньев. 5.2. Периметр юбки около 3,5 м. 5.3. Разрезы по бокам - 18 см. 5.4. На юбке сзади 3 складки. 5.5. Надрез для кармана на складке-крыле юбки ниже пояса на 15 см. Снизу складку крыло можно усилить клеевой лентой, а сверху крестообразным швом. 5.6. Карман глубокий, до 30 см. 6. Подклада. 6.1. Подклада идет до талии по всему жилету. 6.2. На полах подклада идет по 20 см с каждой сторорны от края 6.3. Подклада врукавах только у кисти 12 см, у плеча нет. 7. Газыри 7.1. Газыри пришиваются машинкой через подкладку в последнюю очередь. 7.2. По 14 газырей с каждой стороны 7.3. Газыри не параллельны вырезу горловины 7.4. Газыри пришиваютсяпод углом 120-125 градусов. 7.5. Верхняя линия газырей проходит на 7-8 см ниже подмышки 7.6. Нижняя линия газырей проходит над поясом примерно в 5-6 см. 7.7. Нижняя линия газырей выходит на первый крючок. 7.8. Отстрочка перед первым газырем 11 мм. 7.9. Высота каждого газыря - 7,7 см 7.10. Диаметр каждого газыря - 12-13 мм 7.11. Каждый кармашек с донцем. 8. Декоративная отделка 8.1. Нижний край юбки, вертикальные стороны левой и правой полы, разрезы-клинья, края рукавов отделаны декоративной отстрочкой в 5 мм от края. 8.2. Нижний край юбки, вертикальные стороны левой и правой полы, разрезы-клинья, края рукавов отделаны серебряным сутажем 4 мм.



полная версия страницы