Форум » Конные походы и экспедиции » отчет о конном переходе по Монголии, 2007 год » Ответить

отчет о конном переходе по Монголии, 2007 год

Андрей:

Ответов - 89, стр: 1 2 3 4 5 All

Родион: По приезду я малеха приболел. У меня так бывает с акклиматизацией. Сопли, кашель, температура 38,5. Добрые монголы посмотрели на меня, как я дохаю, пожалели, и решили полечить. Говорят, что вечером придет ко мне юная монголка и поставит мне банки. Ждал вечера с нетерпением. Напридумывал себе… Да. Пришла монголка. Симпатичная. И поставила мне 800 граммовые БАНКИ!

Родион: История о Чингисхане, рассказанная одним старым монголом. Однажды Тимуджин ехал один по дороге далеко от дома. Шесть человек, объединившись в шайку, решили погубить его, и устроили засаду в узком месте. Когда он подъехал к ним, то увидал их и не испугался. А, вынув саблю, бросился в атаку. Они осыпали его стрелами, но ни одна не коснулась Тимуджина. Тогда он предал их смерти саблей и проехал невредимо.

Родион: Монголы очень ценят свою историю, особенно Чингисхана. И всячески пропагандируют его. Это изображение выложено камнями на склоне горы рядом с Улан-Батором.


Родион: У нас вдоль дорог обычно встречаются места для стоянки автотранспорта. Вдоль монгольских дорог привычнее увидеть коновязь и небольшую беседку, где можно отдохнуть путникам. Пегого коня, который настолько ко мне привык, что не отходил от меня далеко, я даже перестал привязывать. Знал, что никуда не убежит.

Родион: Монголия страна скотоводов. В большинстве своём на пастбищах пасутся яки и их невероятно много. Своим непривычным для меня видом они живописно украшали степь.

Родион: Немного о том, что монголы едят.. Монгольская пища очень подходит к местным природным и климатическим условиям. Она жирная и питательная. Традиционно еда определяется продуктами скотоводства. Это мясо (в основном баранина, реже говядина и конина), а так же молочные продукты. Всё это обусловлено кроме того ещё и кочевым образом жизни. От грядки с кортошкой далеко не уедешь.. Хорошо запомнился "хорхог" - Берут разделанное мясо с костями и слоями бросают в 40-литровый алюминиевый бидон, затем слои прокладывают раскаленными в костре камнями, добавляют немного воды и каких-нибудь специй. Закрывают герметическую крышку и ненадолго ставят на огонь. Приготовленное таким способом в собственном соку мясо отличается отменным вкусом. "Борц" - вяленное мясо, незаменимое вовремя перехода. Мясо разрезанное на полосы длиной 20-30 сантиметров. Обычно его заготавливают в ноябре - декабре из мяса хорошо упитанного рогатого скота и верблюда. Для приготовления борца мясо освобождают от слоя жира и сухожилий и нарезают на полоски длиной 20-30 см, толщиной в 2-5 см, иногда более мелко. При сушке мяса на холоде жидкость постепенно улетучивается, а все питательные вещества остаются в мясе. Качество борца во многом зависит от того, как порезано мясо, при какой температуре оно вялится, сухое ли место. При правильном хранении борц можно использовать в течение целого года. Перед употреблением борц размачивают в воде, при этом он разбухает, впитывая воду, и его объем увеличивается в 2-2,5 раза, после чего его варят в обычном порядке. Правда, разваривается оно не ахти, так что пожевать придётся..

Родион: Если собирётесь ехать в Монголию, то желательно учесть один момент. Перед приездом группы, монголы плохо кормят коней, дабы они были изнурены и более покладистые. Поэтому ночью коней пасут на скудных пастбищах, а днём весь день держут на коновязи. В результате кони быстро устают и двигаются, как амёбы еле-еле. Большинство всадников сидят верхом очень плохо или вообще первый раз. Так что смысл изнурять коня монголам есть, дабы было меньше травм. Поэтому если соберётесь, то сразу дайте понять, что вы хорошо подготовленные всадники. А то подсунут полудохлых кляч. Вот пример этого. Хороший конь, когда - то участвовал в скачках, но доведён был до упадка сил. Приходилось беречь его..

Родион: Много турфирм возят в Монголию. Конечно туда надо ехать своей подготовленной группой, а не в довесок к уже набранной. Большинство туристов с плохой физической подготовкой и на коне сидели раз - два, не более.. Или вообще ни разу. Может случится так, что всё время вам придётся заниматься обучением остальных, а так же их контролем. Это у нас в стране на конных турбазах нормальные и чуткие коневоды(пример - Казий на "Медовых водопадах"), а монголы могут и по-русски - то плохо говорить, не то что отвечать за что - нибудь. Вот такой вот мальчик на середине брода затянет коня и стоит дурой. Пока нагайкой не хватанёшь, будет стоять до посинения.. Потому как совсем не соображает чего делает. Естественно подробный инструктаж, перед каждым выходом. Сами монголы себя в этом не утруждают, да им, выросшим в степи, это и в голову не приходит. Как так можно испугаться и не справиться с конём?! Видел как один монгол объяснял группе, как управляться с монгольским конём. Повод на себя - стоп. Повод налево - поехали налево, направо - поехали направо. Ногами в бока стук - поехали вперёд. И всё... Больше никаких объяснений. Понятно, что там большое количество травм просто от незнания, что такое конь, и как с ним обращаться.

Серега: Шикарный отчет, молодец Родион!

Родион: Если случилось так, что вам не удалось привезти с собой сапоги, то их можно купить на рынке в крупных городах. Там продаются наши обычные офицерские сапоги (Скороход, Североход) по цене от 2000 до 3000 на наши деньги. А так же сапоги аналогичные нашим китайского производства по цене в 5-10 раз дешевле, соответственно и качество у них. Но на саму Монголию хватит, а там не жалко и выбросить. А сапоги там нужны.. Монгольские кони в основном заезжены, и не более того. По устатку или ещё по какой случайности можно и улететь с седла. Вот конкретный пример. Серега, сильный спортсмен, хоккеист. Неплохо освоился в седле, но сапоги купить не смог, не было размера, поэтому ездил в горных кроссовках. Решил верхом полихачить, конь видать его какой - то момент не понял и решил избавиться от такого седока. Серега вылетает, а дальше классика жанра.. Одна нога застревает в стремени, конь несется перепуганный, а Серега упирается чем придётся. Протащил метров 60 - 70. Хорошо, что грунт был - мягкая трава. Дальше рвётся на седле кирзовая приструга, седло сваливается, конь убегает, а Серега сидит с круглыми глазами. Результат - содранная кожа на локтях и ладонях. Легко отделался.. Сам я тоже однажды упал с седла. Перегоняли с монголами табун в сорок голов. Сел на первого попавщегося коня и не обратил внимания из какого материала сделаны подпруги. Ехали долго, несколько часов. Конечно я проверял несколько раз затяжку подпруг.. Пошел дождь, сильный, а мы всё несёмся и подгоняем табун, постоянно собирая его в кучу. И вот в какой - то момент, чтобы ввалить нагайкой очередному отстающему, я сильно свешиваюсь в сторону. И тут разбухшая и вытянувшаяся от дождя сыромятная подпруга, конечно дает слабину. Седло под пузом, конь носится нашкипедаренный, а я в недоумении почему это вдруг я на земле.. )))

Родион: Наадам - это традиционный ежегодный праздник монголов, который отмечают по всей стране. Наадам дословно с монгольского означает "три игрища мужей". История наадама уходит в глубокую древность. Первоначально это было родовое жертвоприношение в честь Духа-хозяина местности и предков рода, устраивавшиеся в середине или конце лета, когда уже имелось достаточное количество молочных продуктов. Жертвоприношение сопровождалось праздничным гуляньем, играми и состязаниями - борьбой, стрельбой из лука и конными скачками. Обиталищами духов считались горы, поэтому и местом проведения наадама были горы. На вершине горы, где находилось языческое святилище в честь родового духа, совершали обряд его почитания и поднесения ему жертвы, затем у подножия устраивали пиршества и спортивные состязания. Духам приписывали способность оказывать влияние на погоду, приплод скота, здоровье и благосостояние живущих на земле потомков. Несколько позже праздник, не теряя качеств родового жертвоприношения, приобрел дополнительную функцию военного смотра, и даже не просто смотра, а отбора кандидатов в воинские дружины при ханах и нойонах. Ибо ловкость, меткость и сила считались качествами, которыми непременно должна обладать личная свита правителя. Сама подготовка к наадаму превратилась в отличную военноспортивную тренировку, позволявшую дружинникам постоянно сохранять боевую форму. Лучшие стрелки, борцы и наездники теперь выступали на наадаме, защищая уже честь своего правителя, а не того рода, которому они принадлежали. В средние века наадам устраивался также по завершении военных операций, ханских облавных охот, по случаю освящения боевых знамен, а также по поводу свадьбы правителя, рождения у него наследника. Любое крупное мероприятие военного или мирного времени, где в той или иной мере могло проявить себя соперничество феодальных домов с одной стороны, и их единение во имя демонстрации силы и могущества государства - с другой, сопровождалось наадамом. Теперь Наадам отмечают 11 -13 июля, в день победы народной революции, произошедшей в 1921 г. Монгол бөх(монгольская борьба). Борются все, от седых стариков до трёлетних детей. Борьба не ограничивает время раундов, и раунд длится до тех пор, пока один из соперников не коснётся земли какой либо частью тела, не считая ладоней и ступней. Когда подбираются пары, борец(батр), обладающий наибольшей славой, имеет право самостоятельно выбрать себе соперника. Борцы носят двусоставную экипировку из тугой наплечной накидки (зодог) и «шорт» (шуудаг). Женщины к борьбе не допускаются. После победы выигравший исполняет танец "орла". В костюм так же входят традиционные сапоги. Морин уралдаан(монгольские конные скачки). Скачки аналогов в мире, пожалуй, не имеют. Протяженность дистанций составляет от 12-32 км в зависимости от возрастной группы коней. Особенность монгольских скачек - в его наездниках. Это девочки и мальчики в возрасте от 4 до 12 лет, что всегда вызывает удивление и восхищение у иностранных гостей и туристов. У детей - наездников рубашка и штаны яркой расцветки, в руке кнут с длинной рукоятью и короткой ременной плетью. Грива коня с помощью особой заколки или ремешка соединяется в один пучок, то же самое иногда делается и с хвостом коня. Коня-победителя чествуют с высокими почестями. Пять самых быстрых коней с каждого заезда получают коллективное звание "пять кумысных". Их проводят по кругу почета, поют восхваления и освещают кумысом. Славословие в честь коня-победителя (морины цол) - это особый жанр фольклора. Чествование победителей скачек - ритуал древний, содержательный. Награждаются коневоды (уяач) и всадники первой пятерки скакунов. Наездники получают призы, а лошадям дают громкие звания. Я наблюдал этот праздник в Хангале. Конечно, он там не такой красочный, как в крупных городах, но зато не лакированный и более самобытный. Если будет возможность, обязательно посмотрите.

Серега: Все 32 км шпарят галопом?

Родион: Да, без остановки. Коней специально для этого подготавливают. Видел как коня в войлочной попоне гоняли в гору и обратно в самую жару. Готовили для таких скачек.

Серега: Да, нехилая проверка и коня и всадника. На фотографии дети вообще без седел. После такой подготовки любой конный экстрим будет просто перешагиваться.

Родион: Всё дело в том, что это для нас экстрим, а для монголов это норма. В седле, без седла.. 32 км для монголов, даже для современных это не вопрос, это небольшое расстояние, пусть хоть 6 летний ребёнок. Разговаривал с монголами, какие максимальные расстояния они преодолевают при необходимости? Отвечали, что если жалеть коня, то это 100 - 120 км в сутки, а если одвуконь, 150 -160 км. Когда перегоняли табун, то они были очень удивлены как мне удавалось с ними в одном темпе передвигаться. Говорили сразу видно, что я не простой турист, а хасак. Хотя, конечно было тяжеловато с непривычки. Таким делом занимался в первый раз. Табун гнали в режиме галоп - рысь, а приходилось ещё и метаться вокруг него, и подгонять отстающих.

Родион: О проводниках. Для того чтобы максимально комфортно провести время в Монголии проводника нужно выбирать осмотрительно. Есть несколько критериев. Во-первых возраст 30 - 40 лет. Если младше, то там один ветер в голове, если старше, то он и слушать ваши пожелания не будет. В обоих случаях ответственности ноль. Во-вторых - прекрасное знание русского языка и желательно приличное знание английского. Это говорит о том, что проводник будет хорошо понимать европейский менталитет и хоть как - то прилично воспитан. Иначе, каждый раз будут трудности перевода и непонимание - "А зачем это вам надо?". Желательно так же не бухать с ними водку и держать дистанцию. Это их дисциплинирует. Обычно проводники и коневоды едят и спят отдельно, и это тоже неплохая практика. Надо понимать, что по уровню самоcознания монголы , в своём большинстве, до сих пор кочевники. Если есть охота вкусить кочевых отношений, то всего выше изложенного можно не соблюдать. Лицам слабого пола не рекомендую категорически. Мой первый проводник - Пуна. Пуна был на тот момент 32 лет. Женат и двое детей. По русски не знал ни единого слова. Пришлось выучить несколько монгольских слов и фраз, чтоб как - то с ним общаться. Основное, чем он занимался - это охота на тарбагана. Как любой охотник, он легко спал, замотавшись в халат всю ночь под проливным дождём прямо в степи. Я это видел своими глазами. Очень любил почудить. Однажды, по ходу движения он всё время заезжал в попутные юрты. Где ему естественно наливали. Через пару часов он окривел окончательно, упал с коня и уснул сном младенца прямо посередь степи. Но в отличие от последнего, разбудить его не было никакой возможности. Мне это надоело.. Тогда я взял и привязал к его ноге 4 коней, а сам отправился дальше. Пуна догнал только через 4 часа. Извинялся, как мог.. Он скорее был не проводник, а просто коневод. Надо отдать должное, со своими обязанностями он справлялся отлично. Когда у коней начались проблемы со спинами, из - за плохих сёдел, я видел как он в степи находил разные грязи и травы и лечил их. Помогало сильно, опухоли спадали прямо на глазах. Случалось, что кони пару раз убегали, но он легко находил их. Правда под конец он сел на шею.. Был застукан лазавшим по рюкзакам, искал на опохмелку. И ещё по пьяни хотел свалить вместе с конями. Пришлось малеха ему поддать. И что интересно, потом он всё время подходил ко мне и спрашивал, почему я его не убил? Другие монголы, которые встали на мою сторону, тоже предлагали скинуть его в реку. Оказывается у них принято издревле, если затеваешь драку, то только с целью уничтожения. Иначе, и не стоит затевать.. Потом я много жалел, что просто не выпорол его прилюдно. Это было бы по закону, и я имел на это право.

Серега: Родион пишет: Другие монголы, которые встали на мою сторону, тоже предлагали скинуть его в реку. Странно, и что ответственности никакой. Или там все решают старейшины. Либо такой закон, что за воровство - сразу смерть.

Родион: Речь шла не о воровстве, как таковом, а о том что Пуна позорил монгольский народ в лице гостей.

Родион: Второй мой проводник - Боцехан Старый монгол, у которого везде родственники и друзья. Этот хитрован постоянно отставал и пытался всё время удлинить путь. Это он делал для того, чтобы мы с ним вдвоём подольше путешествовали. У него же оплата сдельная, чем дольше едем, тем больше он получает. Поэтому, что касается маршрута, с монголами его надо досконально проговаривать заранее, и желательно перепроверять. Количество километров может отличаться от реального на десятки. Там очень нужны хорошие карты и навигация, особенно, если вы не собираетесь двигаться по туристическим маршрутам, а самостоятельно проложить свой путь, что гораздо интереснее. Надо, конечно сказать спасибо Боцехану, за те ночлеги и ужины в юртах, которые мы провели у его друзей. Настоящее монгольское радушное гостеприимство.

Родион: В походе с собой вели дополнительно коней на подмену и ещё под вьюком. Попробовав впервые идти одвуконь, я понял какая это непростая задача.. Это дело требует сноровки и опыта. Второй конь не хотел двигаться, постоянно отставал и дёргал. Оказывается, не каждый конь друг с другом сразу пойдёт. И поначалу, чтоб они привыкли друг к другу, их неплохо бы на стоянках привязывать рядом. А если они ещё и из разных табунов, то возможна и драка. И второго коня сначала двигать нагайкой, а потом начинать двигаться самому. Чомбур надо держать определённым образом. Вобщем первых пару дней намучился.. Потом попривык, и идти одвуконь уже труда не составляло. Если предстоит выполнение такой задачи, а вы этого никогда не делали, то обязательно хорошо потренируйтесь.



полная версия страницы